Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского в г. Ялте

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И.Вернадского» в г. Ялте

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Сегодня всё очевиднее становится необходимость создания образовательными учреждениями всех необходимых условий для более полного развития детей с инвалидностью, для развития их способности к полноценному социальному взаимодействию, к их оптимальной реализации в обществе.

Рассмотрению именно этих проблем был посвящён очередной семинар-тренинг в рамках проекта Посольства Королевства Нидерландов «Право детей с инвалидностью на доступное среднее образование», который состоялся 29-30 октября 2012 года в Республиканском высшем учебном заведении «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта).

 В семинаре приняли участие директора и заместители директоров по воспитательной работе учебных заведений Крыма, представители управлений и отделов образования горсоветов и райгосадминистраций автономии.

С приветственным словом от ректората Крымского гуманитарного университета обратилась проректор по научной работе, кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна. Проректор отметила важность и значимость рассмотрения проблем инклюзивного образования, ведь это даёт возможность детям и молодежи с инвалидностью раскрыть свой потенциал, самореализоваться в социальном плане, почувствовать себя нужным обществу.

Открыла семинар руководитель Регионального центра высшего образования инвалидов РВУЗ «КГУ», кандидат педагогических наук, доцент Богинская Юлия Валериевна, которая представила информацию о новых идеях и способах совершенствования инклюзивного образования, разработанных в университете.

Участникам семинара были предложены брошюры с методическими рекомендациями для специалистов, работающих на базе инклюзивных школ и классов, а также материалы для родителей. Как правило, 90% учебных заведений являются недоступными для детей-инвалидов. При строительстве зданий учебных заведений не выдерживаются типовые нормы доступности. Доступность учебных заведений определяется не только архитектурной безбарьерностью, но и доступностью учебно-методического материала. Поэтому в одной из брошюр описываются потребности детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, учет которых необходим при организации учебно-воспитательного процесса. В продолжение своего выступления Юлия Валериевна рассказала о том, что в Ялте создана городская «Программа развития инклюзивного образования на 2012-2015 года». Основной задачей данной программы является формирование системы инклюзивного образования детей и молодежи с особыми потребностями на территории Большой Ялты, что позволит обеспечить реализацию их права на равный доступ к качественному образованию независимо от состояния здоровья и места их проживания.

«Крымский гуманитарный университет даёт возможность получить высшее образование людям с инвалидностью. Каждый год мы работаем над усовершенствованием данной сферы. Но, как оказалось, нужна преемственность, нужны партнеры, которые бы поддерживали нас в этой деятельности. В связи с этим и была разработана данная городская программа. В городе уже определены базовые по инклюзивному образованию учреждения: детское учебное заведение № 24, Ялтинский УВК «Радуга» и Ялтинская общеобразовательная школа № 11», – отметила Богинская Ю. В.

Опытом Харьковской гуманитарно-педагогической академии поделилась заведующая кафедрой социальной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент Рассказова Ольга Игоревна, которая представила доклад на тему «Создание инклюзивной образовательной среды в Украине: проблемы и перспективы».

Коллега Ольги Игоревны доцент кафедры социальной педагогики Андреева Мария Александровна ознакомила присутствующих с интересными наработками в виде брошюр с красочными картинками, касающимися толерантного отношения к людям с особенностями здоровья и развития. Интерес у публики вызвал доклад на тему «Подготовка учителей к работе в условиях инклюзивного образования как путь преодоления психологических и дидактических барьеров в обучении детей с ограниченными возможностями» преподавателя кафедры социальной педагогики Волковой Екатерины Сергеевны.

В первый день участники семинара имели возможность поучиться опыту руководителя Центра глубинной психологии РВУЗ «КГУ», доктора психологических наук, профессора Яценко Тамары Семёновны, которая провела практическое занятие по авторскому методу АСПП (активного социально-педагогического познания) со студенткой специализированной группы КГУ.

По окончанию семинара всем участникам были вручены сертификаты.

В современном мире люди разобщены, а границы и барьеры лишь усиливают эту разобщенность. Это и границы между государствами, и языковые барьеры, и разное вероисповедание. Но все это ничто по сравнению с барьерами, которые испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья. А ведь это такие же мальчики и девочки, которые любят играть, рисовать и читать. Они умеют мечтать и смотрят на мир с надеждой. Им хочется, так же как и другим детям, радоваться жизни и быть принятыми обществом. Поэтому в отечественной системе образования должно больше уделяться внимания развитию инклюзивного образования, обеспечению не только материально-технической базы, но и созданию психологической, толерантной среды для полноценной жизни детей и молодежи с особыми потребностями.

 

Руководитель Регионального центра высшего образования инвалидов РВУЗ «КГУ», к. пед. н., доцент Ю. В. Богинская

Руководитель Центра по связям с общественностью РВУЗ «КГУ» Л. Ли