Несмотря на свои особенности здоровья, некоторые выпускники школ стремятся продолжить обучение в вузе для получения профессионального образования. Инклюзивное образование внедряется повсеместно не только в школы, но и высшие учебные заведения. На протяжении трёх дней с 19 по 21 мая 2016 года Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте стала площадкой для проведения II Всероссийской научно-практической конференции «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА». Директор Гуманитарно-педагогической академии, доктор педагогических наук, профессор, почётный гражданин города Ялты Глузман Александр Владимирович в приветственном слове к участникам конференции отметил, что Академия является единственным высшим учебным заведением в Крыму, которое готовит специалистов с ограниченными возможностями здоровья по всем направлениям.
— Первым шагом в развитии инклюзивного образования в нашем учебном заведении стало открытие в 2003 г. специализированного факультета для лиц с инвалидностью I-III группы с нарушениями опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и слуховой системы и создали для них все необходимые условия. Изучив зарубежный опыт в сфере инклюзивного образования, побывав в более 20 странах, мы увидели, что работа с молодежью с инвалидностью – это не только доступная образовательная и социальная среда, но и огромной труд профессорско-преподавательского состава по обеспечению социально-педагогической поддержки и реабилитации. Только в совокупности этих составляющих мы смогли сделать так, чтобы студенты-инвалиды могли получать хорошее образование и могли стать настоящими специалистами. Мы выпустили более 700 студентов различных нозологических групп инвалидности. Многие из них получили второе высшее образование, некоторые сейчас обучаются в аспирантуре, кто-то стал соискателем научных степеней — всё это большое наше достижение и удовлетворение от работы с этими студентами, — сообщил Александр Владимирович.
От имени министра образования, науки и молодежи Крыма Натальи Георгиевны Гончаровой гостей и участников конференции приветствовала Голубева Валентина Алексеевна, заведующая отделом науки и высшего профессионального образования:
— В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека — это социализация личности. Одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации и адаптации детей молодежи с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения полноценного и системного участия их в жизни общества, реализации себя в различных видах профессиональной и социальной деятельности, является получение ими качественного и
полноценного образования. Поэтому реализация права на получение образования любого ребенка с учетом разнообразия их особых потребностей и индивидуальных возможностей рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики Российской Федерации, не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития. Желаю плодотворной работы, конструктивных дискуссий, новых достижений и приобретения дружеских контактов, — резюмировала Валентина Алексеевна.
С приветственным словом от заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Смолина Олега Николаевича к участникам конференции обратился Крюков Георгий Валерьевич – президент Ассоциации специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Московской области, член Экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию при Комитете по образованию Государственной Думы РФ, г. Москва. Он отметил значимость опыта и результатов исследования специалистов Гуманитарно-педагогической академии в вопросах инклюзивного образования и поддержки молодежи с инвалидностью.
Конференция проходила в рамках круглых столов и секций по следующим вопросам:
1. Условия и направления социально-педагогической поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде
2. Школа доступного образования как механизм «социального лифта» для лиц с ОВЗ и инвалидностью (теория и инновационные практики)
3. Психолого-педагогические, медико-реабилитационные и организационные основы инклюзивного процесса в дошкольном, общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
4. Профессиональная квалификация всех участников процесса инклюзивного образования (руководителей, педагогического коллектива, школьных и университетских специалистов и др.) в условиях преобразования инклюзивного образования
5. Актуальные исследования молодых ученых в сфере инклюзивного образования
Содержательным было выступление гостя из Якутии Егорова Пантелеймона Романовича, кандидата педагогических наук, директора Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова об опыте и необходимости использования тифлооборудования для незрячих студентов.
Член-корреспондент Академии медико-технических наук Российской Федерации, директор научно-образовательного центра «Социальная защита детей и молодежи» Коростелев Борис Алексеевич (г.Москва) представил доклад-презентацию «Школа доступного образования в повестке актуальной образовательной политики», в котором раскрыл современные требования к образовательному пространству в рамках реализации федеральной программы «Доступная среда».
В актовом зале Академии была представлена выставка передового педагогического опыта и научно-исследовательских работ образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования. Интересной, познавательной и практически ориентированной была представленная Научно-методическим центром образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» (г. Москва) выставка-презентация специализированного оборудования, программного обеспечения и методик обучения детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
Участники конференции — специалисты дошкольных, общеобразовательных и высших учреждений, а также представители специализированных центров и учреждений приехали из многих регионов Российской Федерации: Якутска, Тюмени, Красноярска, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Ростова-на-Дону, Таганрога, Орла, Ярославля, Владимира, Нижнего Новгорода и др. Всего в конференции приняло участие около 200 человек. В ходе проведения мастер-классов и круглых столов они презентовали опыт и практические разработки своих регионов в сфере инклюзивного образования.
В рамках конференции была проведена экскурсия в Региональный центр высшего образования инвалидов, где представлено различное инновационное оборудование, предназначенное для эффективного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также прошла панельная дискуссия «Совершенствование подготовки студентов в контексте инклюзивного образования».
Участники конференции выразили надежду на совместное сотрудничество. Итогом работы Всероссийской конференции стало предложение представителей образовательных учреждений разных регионов России о создании в Ялте на базе Регионального центра высшего образования инвалидов инновационной площадки по разработке и апробации технологий сопровождения и поддержки участников инклюзивного процесса.
После подведения итогов конференции участникам были вручены сертификаты.
доктор педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой социально-педагогических технологий и педагогики
девиантного поведения, руководитель Регионального центра высшего образования инвалидов ГПА, Ю. В. Богинская,
Центр по связям с общественностью Гуманитарно-педагогической академии
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского», Анастасия Рехина.