В каждом уголке планеты дети — это большая радость, залог светлого будущего, святость и великое богатство. Как и любое сокровище, дети нуждаются в особом внимании, заботе и опеке, особенно, если это дети с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в России существует довольно мало центров, в которых занимаются реабилитацией таких деток и их адаптацией к окружающей среде. Одним из таких центров является московская Инва-Академия, представители которой 22 сентября посетили ялтинскую Гуманитарно-педагогическую академию для того, чтобы провести семинар по арт-терапии для студентов Центра высшего образования инвалидов.
Более двадцати двух лет педагоги Инва-Академии работают с детьми и молодыми людьми, у которых нарушена генетика мозга. Кандидат культурологии, президент Национальной Инва-Академии искусств и социальной реабилитации подрастающего поколения Николай Николаевич Галкин рассказал о положительном влиянии метода арт-терапии на улучшение здоровья и снятие эмоционального напряжения ребёнка:
- Занимаясь с этими необычными, но очень интересными людьми, мы проводим различные мероприятия, вечера, выставки. Ездим по стране и даже за её пределы (были во Франции, Германии, Италии, Финляндии, других странах). В своей работе мы используем как инструментарий системную арт-терапию и так называемую «сквозную реабилитацию», разработанную в нашем центре. Мы стараемся развить с помощью искусства и художественного творчества те участки мозга, не пораженные или в меньшей степени пораженные, которые могут компенсировать или взять на себя, хотя бы частично, функции участков с патологией, - отметил Николай Николаевич.
- Картины таких ребят отличаются необыкновенным сочетанием цветов и оттенков, идущих от их эмоционального состояния, феерией внутреннего света, яркой образностью. Многие из них утрачивают форму рисунка, но глубина образов остается и даже, как нам показалось, усиливается именно у этих детей, хотя, по существу, правильного рисунка они никогда или почти никогда не добиваются. И в то же время образы из-под их карандаша или кисти выходят глубокие, теплые, отражающие мир в каком-то необыкновенном очень очеловеченном понимании. В них также, подчас, смешиваются жанры, например, авангард с наивным реализмом, абстракционизмом и даже сюрреализмом. И это особенность их творчества, - рассказывает председатель по художественно-реабилитационной работе Василий Иванович Руськин.
Большой интерес у участников мастер-классов вызвала выставка картин, созданная силами воспитанников Инва-Академии. Картины настолько хороши, что были выставлены в галерее Российской Академии Художеств у Зураба Церетели, в Абу-Даби, Берлине, Бонне, Брюсселе, Страсбурге, Госдуме Российской Федерации, на параолимпиаде в Сочи, Риме и др.
В рамках семинара, студенты с различными патологиями, которые обучаются в Гуманитарно-педагогической академии, имели возможность не только проявить себя в рисовании, но и научиться плести поделки из соломы. Мастер-класс по этому увлекательному виду искусства провела педагог-реабилитолог Любовь Андреевна Чепилка, взявшая за основу своей реабилитационной программы декоративно-прикладное творчество.
Также студенты, под руководством Надежды Николаевны Галкиной, были вовлечены ещё в один вид творческой деятельности, благотворно влияющий на общее состояние здоровья - иконопись.
- Русская православная церковь с теологической точки зрения достаточно хорошо разработала теорию значения и влияния образов святых на человека. Ученые-медики, проведя исследование литургии в православном храме, пришли к выводу, что ее влияние на человека аналогично комплексному лечению. Вот почему известны случаи, когда люди с самыми тяжелыми заболеваниями исцелялись под влиянием святых образов и веры, - рассказал Николай Галкин.
Мастер-классы произвели неизгладимое впечатление на их участников и оставили самые положительные эмоции. Ведь занятия декоративно-прикладными искусствами и живописью способно оказать благотворный эффект не только на людей с патологиями здоровья, но и людей с любыми видами эмоционального напряжения, так как это лекарство, у которого нет противопоказаний.
Центр по связям с общественностью Гуманитарно-педагогической академии
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского», Анастасия Рехина