С 4 по 9 декабря в Ялте прошли курсы повышения квалификации по программе "Организация обучения и социально-психологического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательной организации высшего образования". В конференц-зале отеля "Ялта-Интурист" собрались представители высших учебных заведений Российской Федерации для того, чтобы обсудить вопросы организации специальных условий доступности высшего образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Инициатором проведения курсов стала Юлия Валериевна Глузман, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения Гуманитарно-педагогической академии в г.Ялта.
«В рамках выполнения госзадания Минобрнауки РФ по созданию ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью у нас разработана программа повышения квалификации в сфере инклюзивного образования для преподавателей вузов. Основное направление - специфика работы со студентами, имеющими нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, вопросы адаптации учебно-методических материалов», - рассказала Юлия Глузман.
По словам Юлии Валериевны, в курсах повышения квалификации приняло участие около 400 участников из Волгоградской области, Астраханской области, Республики Адыгея, Крыма и Севастополя. Помимо очной формы участия в курсах, для слушателей из других регионов был предусмотрен удалённый доступ к онлайн-трансляции и выполнение индивидуальных заданий на платформе Moodle.
В ходе мероприятия был представлен опыт работы Гуманитарно-педагогической академии по реализации системы сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью к условиям высшей школы. В том числе рассмотрены вопросы социально-педагогического и психологического сопровождения обучающихся разных нозологических групп, содействия трудоустройству обучающихся с инвалидностью, модернизации образовательной среды с учётом создания специальных образовательных условий, разработки адаптационных модулей для студентов с ограниченными возможностями.
Директор Гуманитарно-педагогической академии, один из основателей деятельности по работе со студентами-инвалидами на территории Крыма Александр Глузман рассказал об основных направлениях, в которых работают педагоги центра со студентами с особыми потребностями:
«Изначально была сформулирована идея о том, что инклюзивное образование — это не только обучение и создание определённых условий для того чтобы студенты-инвалиды могли находиться в аудиториях, прежде всего — это доступная среда. Для нас очень важно, чтобы таким студентам была оказана не только помощь в получении образования, но и социальная поддержка. У студентов с ограниченными возможностями, которые приходят к нам на учёбу, есть стойкая мотивация развиваться, и мы считаем необходимым, чтобы на период обучения в университете, педагоги сформировали у них такие компетенции, которые им позволят затем работать в тех учреждениях, где они смогли бы себя реализовать лучше всего.
Кроме этого, Александр Владимирович подчеркнул, что в академии с целью создания инклюзивной образовательной среды постоянно совершенствуется материально-техническая база: созданы сенсорная комната, психологический и логопедический кабинеты, закуплено ассистивное оборудование, проводится ремонт и комплектация медпункта.
Также для нас приоритетной задачей является формирование мотивационной сферы студентов с особыми потребностями, развитие их воли, стремления к постижению учебного материала, чтобы затем стать полноценными членами общества», - отметил Александр Глузман.
Пресс-центр ГПА КФУ, Анастасия Рехина
Фото: Лана Бакунович https://vk.com/ln_camera