Практика психологической работы в школьных и дошкольных учреждениях является той сферой, где корректная психологическая помощь детям, воспитателям и педагогам особенно востребована. От этого зависит благополучие всех, кто включен в воспитательный и образовательный процесс.
7-8 апреля 2012 года в Республиканском высшем учебном заведении «Крымский гуманитарный университет» прошёл расширенный научно-практический семинар «Арт-терапия в работе практического психолога». Автор идеи проведения такого семинара и организатор – кандидат психологических наук, директор Лаборатории системно-аналитической арт-терапии Старовойтов Андрей Валерьевич.
Семинар был направлен на объединение специалистов, практикующих психологов, работающих в Крыму и на юге Украины. Центральная задача семинара заключалась в обсуждении и обмене опытом относительно актуальных проблем практической психологии. Значительное внимание уделялось школьной и ориентированной на детей психологической практике. Такая задача была связана с актуальной необходимостью преодоления информационного вакуума, в котором пребывает психология в школе и в дошкольных учреждениях.
Семинар проходил два дня и включал в себя как тематические доклады, так и мастер-классы, на которых были представлены различные методы практической психологии.
В первый и второй день семинара прозвучали доклады кандидата психологических наук Оксаны Усатенко («Процессуальная психодиагностика как предпосылка психокоррекции личностной проблемы субъекта»), кандидата психологических наук Андрея Старовойтова («Глубинно-психологические предпосылки педагогического и воспитательного процесса» и «Использование методов арт-терапии в практической психологии»), кандидата психологических наук Марианны Латышевой («Принципы организации психологической работы с часто болеющими детьми»), кандидата психологических наук Светланы Кучеренко («Развитие самосознания подростков с помощью метарисунка»), врача-невролога Галины Вакуленко («Возможности интегративной дельфинотерапии с детьми и взрослыми на базе театра морских животных Акватория»), аддиктолога Егора Прыгунова («Проявление созависимости у людей помогающих профессий и её влияние на профессиональное выгорание» и «Практический анализ и проработка симптом созависимого поведения»), школьного психолога Ларисы Корольковой («Возможности применения символдрамы в работе школьного психолога»).
Мастер-классы были посвящены таким направлениям практической работы как арт-терапия, символдрама, психодрама, работа с психологическими явлениями зависимости и созависимости.
Практическая часть семинара была особенно интересна, поскольку демонстрировались практические методы, когда психологи посредством анализа рисуночных образов могли объяснить и интерпретировать природу и причины внутренних переживаний и затруднений человека, и самое главное – помогали ему найти выход из сложившейся ситуации, обрести гармонию с внутренним и внешним миром. Все желающие – а это порядка 50 человек – могли принять участие в профилактике и коррекции личностных проблем, познакомиться с новыми метода психологической помощи. Были затронуты различные вопросы – вопросы семьи, отношений с детьми, ощущения себя в окружающем мире, собственная профессиональная деятельность. Уникальные по-своему методики психологической коррекции при анализе символических образов помогли участникам ощутить чувство внутреннего благополучия, интегрированности и целостности. Результаты были видны сразу после завершения сеанса. Многие чувствовали себя уверенно и спокойно, улыбались как-будто получили в награду «гормон счастья», который так необходим каждому из нас.
Крымский гуманитарный университет в будущем надеется на дальнейшее проведение семинара по Арт-терапии и всячески будет способствовать развитию данной идеи. И, конечно же, мы рады видеть всех, кому интересны вопросы личностного и профессионального благополучия, и кто не равнодушен в их решении.
Руководитель центра по связям
с общественностью РВУЗ «КГУ»
Татьяна Свидлова