В 2017 года в Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте был создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ (РУМЦ) https://rumc.cfuv.ru
Общей целью деятельности РУМЦ является разработка и внедрение модели высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, что является важной составляющей процесса их социализации, реабилитации и интеграции в современное общество. Деятельность РУМЦ направлена на создание системы сопровождения деятельности вузов Республики Адыгея, Волгоградской, Астраханской областей, Республики Крым и г. Севастополь по развитию инклюзивного образования, что позволит повысить информированность лиц с инвалидностью о возможностях получения высшего образования и последующего трудоустройства.
Задачами деятельности РУМЦ являются:
Проведение профориентационной работы среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ на подведомственной территории; участие в подготовке лиц с инвалидностью к обучению в условиях образовательной организации высшего образования.
Предоставление практической и консультативной помощи по трудоустройству выпускникам-инвалидам, и дальнейшей адаптации к профессиональной деятельности.
Оказание консультативной помощи пре дставителям образовательных организаций высшего образования подведомственной территории и других организаций регионов по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по выбранным ими специальностям и их реабилитации; организации интегрированного обучения лиц с инвалидностью, планирования учебно-воспитательной работы и дальнейшего улучшения учебно-реабилитационного процесса.
Оказание консультативной и методической помощи образовательным организациям высшего образования подведомственной территории в подготовке научно-педагогических и других категорий работников к работе с лицами с инвалидностью различных нозологий путем повышения их квалификации, проведения семинаров и ознакомительных лекций; консультирование кафедр по подготовке учебной информации с учетом потребностей лиц с инвалидностью определенных нозологий.
Создание информационно-образовательной сети для образовательных организаций высшего образования подведомственной территории, студентов-инвалидов разных нозологических групп и оказание консультативно-технической и методической поддержки созданной сети.
Нормативная база
Деятельность по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте регламентируется следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями);
Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.08.2020 № 1076 (ред. от 16.11.2023)
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса от 08.04.2014 № АК-44/05вн.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратур, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.04.2021 года № 245 (с изменениями на 2 марта 2023 года).
Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе к средствам обучения и воспитания от 26.12.2013 № 06-2412вн.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363.
Приказ Минобрнауки России от 23 марта 2020 г. № 465 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации».
Письмо Минобрнауки России от 22.10.2020 № МН-5/4683 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации».
Постановление Совета министров Республики Крым от 9 сентября 2021 года № 520 «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия исполнительного органа государственной власти Республики Крым, осуществляющего государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также органов службы занятости населения в Республике Крым по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству».
Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц (до 2030 года) (утв. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.Голиковой 10.04.2023 г. № 3838п-П8).
Письмо Минздрава России от 11.10.2024 № 16-1/5549 «О направлении Методических рекомендаций по организации инклюзивного образования для образовательных организаций высшего образования Российской Федерации» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации инклюзивного образования для образовательных организаций высшего образования Российской Федерации»).
Локальные акты, приказы ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Видеопаспорт доступности университета для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья https://www.youtube.com/watch?v=UwvF3n5_Iro
Видео «Условия для получения образования студентами-инвалидами в КФУ» https://disk.yandex.com/d/QZuq21CLWPKtgw
а) наличие оборудованных учебных кабинетов;
Материально-техническое обеспечение инклюзивного образовательного процесса включает в себя 28 учебных кабинетов Гуманитарно-педагогической академии оснащенных инфракрасным динамиком-усилителем, позволяющим улучшить слуховое восприятие обучающихся с нарушениями слуха, увеличить чистоту речи и устное распознавание для всех присутствующих в аудитории, включая обучающихся с полной и частичной потерей слуха. При необходимости, в учебно-воспитательном процессе используется портативное и переносное оборудование для лиц разных нозологических групп.
Доступны для использования следующие ПО:
ПО для создания цифровых говорящих книг в формате Daisy «EasyConverter» |
ПО для чтения книг в формате Daisy «EasyReader» |
ПО экранного доступа «Jaws for WindowsPro 16.0 Pro» |
ПО экранный увеличитель «MAGic 12.0 Pro» с речевой поддержкой |
ПО для распознавания и чтения плоскопечатных текстов «OpenBook» |
ПО для логопедического тренажера «Дельфа-142.1» версия 2.1 |
ПО для профориентационного тестирования: профориентационная система ПРОФИ-II |
ПО для профориентационного тестирования: Методика «Ориентир» |
б) наличие оборудованных библиотек;
Библиотека Гуманитарно-педагогической академии оснащена:
– читающей машиной для обучающихся с нарушением зрения, которая озвучивает плоскопечатный текст, содержащийся в учебниках, газетах, журналах;
– стационарным видеоувеличителем с функцией читающей машины с встроенным экраном;
– портативной информационной индукционной системой;
– электронным ручным видеоувеличителем;
в) электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Научно-педагогическими работниками разрабатываются электронные образовательные ресурсы по учебным дисциплинам для обучающихся разных нозологических групп, которые размещаются в системе дистанционного обучения MOODLE3+.
Обучающимся с инвалидностью и ОВЗ обеспечивается доступ к информационным сетям и электронно-библиотечным системам, имеющим версию сайта для слабовидящих (IPRbooks (http://www.iprbookshop.ru/), znanium.com (http://znanium.com/), университетская библиотека онлайн (https://biblioclub.ru/), ЭБС Юрайт (https://biblio-online.ru/), технологии и программы для невизуального доступа к информации (IPRbooks).
г) количество жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии;
Общежитие ГПА соответствует всем типовым нормам доступности, обеспечивая безбарьерность передвижения лиц с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата (расширены дверные проемы, оборудован наружный лифт оборудованы поручнями санузлы и коридор, нанесены тактильные метки). Обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ имеют возможность проживать в 2-х и 3-х местных комнатах. Количество мест для проживания обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в общежитии – 20.
Оборудована и оснащена специализированная кухня для обучающихся, в том числе с учетом доступности для лиц, передвигающихся на инвалидных колясках.
Формирование платы за проживание в общежитии происходит в соответствии с приказом № 642 от 20.08.2020 «Об утверждении размера платы за проживание в студенческих общежитиях ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
а) обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в ГПА создаются материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие наружного лифта, пандусов, мобильного подъемника-ступенькохода, поручней, расширенных дверных проемов). Кроме того, для студентов ГПА, передвигающихся на инвалидных колясках, доступна возможность пользования Микроавтобусом для перевозки инвалидов с задним подъемником.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению при необходимости обеспечивается: наличие альтернативной версии официального сайта ГПА в сети Интернет для слабовидящих; выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт, шрифт Брайля, аудиофайлы); обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху при необходимости обеспечивается: дублирование звуковой справочной информации визуальной (в двух корпусах ГПА установлены информационные терминалы); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации, сопровождение сурдопереводчика.
б) наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В РУМЦ КФУ создан и функционирует Центр коллективного пользования специальными техническими средствами, оснащенный специализированным оборудованием для лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Созданы рабочие места для студентов разных нозологических групп.
Специализированное оборудование для лиц с нарушением зрения |
Количество |
||
1 |
Оборудование, позволяющее прослушивать отсканированный печатный текст, а также книги в различных аудио и текстовых форматах |
|
1 |
Устройство для сканирования и чтения печатных материалов «SARA CE» |
1 |
||
Читающая машина Smart Reader (может также работать в режиме видеоувеличителя при подключении к монитору с использованием клавиатуры для читающей машины ClearReader для работы с монитором) |
1 |
||
2 |
Оборудование, позволяющее увеличивать изображение и текст на печатных носителях |
Электронный ручной видеоувеличитель ЭРВУ Snow 7 HD. Электронный ручной видеоувеличитель |
1 |
Стационарный видеоувеличитель с функцией читающей машины Аура с встроенным экраном (обеспечивает прослушивание текстов через встроенные динамики и через наушники) |
1 |
||
3 |
Оборудование для незрячих и слабовидящих, умеющих читать по системе Брайля |
Принтер для печати шрифтом Брайля Romeo Attache Pro (Распечатанные документы имеют рельефно-точечный вид, что позволяет изучать документы ощупывая контур текста или картинок, или читая текст, напечатанный шрифтом Брайля) |
1 |
Ультра-портативный Дисплей Брайля Focus 14 blue с Bluetooth (обеспечивает комфортную работу и доступность информации на компьютере) |
1 |
||
Устройство для печати тактильной графики PIAF (печатает осязаемые на ощупь рисунки на бумаге) |
1 |
||
4 |
Устройства для звукового информирования незрячих и слабовидящих |
Тифломаркер «Вертикаль» для незрячих и слабовидящих (может использоваться для распознавания незрячими людьми предметов одинаковой формы на объектах общего пользования (экспонаты в музее, объекты на карте, таблички в коридорах и т.д.) и в домашних условиях (банки, лекарства и др.) при помощи предварительно записанных голосовых сообщений) |
1 |
Свето-звуковой маяк (информатор) P700 (PowerSound) (Звуковой маяк используется для информирования посетителей и ориентирования слабовидящих и незрячих людей внутри помещения) |
5 |
||
5 |
Вспомогательные средства |
Трость тактильная, складная |
2 |
|
2 |
||
Специализированное оборудование для лиц с нарушением слуха |
|
||
6 |
Оборудование, предназначенное для улучшения слухового восприятия речи и передачи аудиоинформации |
|
27 |
Портативная информационная индукционная система «Исток А2» (предназначена для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха при повышенном уровне окружающего шума или при наличии преграды между собеседниками, в общественных местах, в зонах обслуживания населения (возле стоек информации, кассах)) |
4 |
||
7 |
Оборудование, предназначенное для осуществления возможности общения глухонемых людей с другими людьми |
Коммуникативная система «Диалог Базовый Плюс» (предназначена для осуществления возможности общения глухонемых людей с другими людьми с помощью обыкновенных планшетов и беспроводной клавиатуры) |
1 |
|
1 |
||
Специализированное оборудование для студентов с нарушением ОДА |
|
||
8 |
Вспомогательные средства передвижения |
Мобильный подъемник - ступенькоход S-MaxSDM7 D-1352 (универсальное и компактное средство подъема для лестниц) |
2 |
Кресло-коляска инвалидная Эрго |
1 |
||
Пандусы мобильные телескопические |
5 |
||
9 |
Оборудование, предназначенное для оптимизации работы с ПК |
|
5 |
Джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks беспроводной (предназначен для выполнения движения курсора на экране монитора) |
1 |
||
Клавиатура большая программируемая Клавинта (является сенсорной клавиатурой, которая моментально реагирует на прикосновение пальцев к поверхности клавиатуры) |
1 |
||
Стол для инвалидов колясочников регулируемый по высоте |
1 |
||
Для всех нозологий |
|
||
10 |
Специальный информационный терминал для обмена, получения и передачи информации для инвалидов с нарушениями зрения, слуха, голосообразования, опорно-двигательного аппарата, позволяет посетителям и гостям быстро получить необходимую информацию, не прибегая к посторонней помощи. |
|
2 |
11 |
Оборудование, предназначенное для передачи изображений документов (например, оригиналов на бумаге) в виде телевизионного сигнала или в какой-либо другой электронной форме |
Документ-камера AverVision M70HD (позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение практически любых объектов, в том числе и трехмерных) |
1 |
12 |
Оборудование, предназначенное для оповещения слабовидящих, слабослышащих, тотально слепых и глухих посетителей |
Визуально-акустическая система оповещения и ориентирования «Сурдоцентр» |
3 |
13 |
Оборудование для психоэмоциональной коррекции |
|
1 |
Для проведения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся функционируют психологический кабинет и сенсорная комната.
Психологический кабинет оснащен настольной акустической системой, специализированным мобильным программно-аппаратным комплексом, комплектом специального программного обеспечения для диагностики психосостояния, комплектом для сенсорных занятий с песком, cенсорными наборами для социальной адаптации, комплексом беспроводного мониторинга электрофизиологических сигналов «Колибри».
Комплекс «Колибри» представляет собой современную беспроводную систему психофизиологического тренинга и коррекции при психоэмоциональных расстройствах. Со студентами проводятся два типа тренингов: по альфа-ритму и бета-ритму. Так, тренинг по альфа-ритму фактически является тренингом по выработке навыка релаксации, данный тренинг рекомендован при большинстве невротических, психосоматических и других аффективных расстройствах, а также при нарушениях сна, аддикциях, заикании, тиках, некоторых формах фобий. При прохождении курса тренинга по альфа-ритму, тренируемое состояние релаксации «запоминается», а при повторении занятий становится своего рода автоматическим компенсаторным механизмом саморегуляции при стрессах.
Тренинг по бета-ритму – тренинг активации коры головного мозга способствует повышению уровня внимания и когнитивных возможностей психики. Этот тренинг используется для студентов, отличающихся дефицитом внимания, эмоциональной и поведенческой лабильностью, повышенной возбудимостью, гиперактивностью, затруднениями в обучении, а также при наличии задержки психоречевого развития.
Сенсорная комната РУМЦ предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий и релаксационных сеансов как для обучающихся с различными нарушениями здоровья, так и для улучшения общего психоэмоционального состояния обучающихся с нормой здоровья. Для работы в сенсорной комнате используются методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние обучающегося через соответствующие органы чувств. Сочетание разных стимулов интерактивной среды сенсорной комнаты оказывает благоприятное воздействие на психическое, эмоциональное и физическое состояние.
В сенсорной комнате для оптимального функционирования имеется следующее оборудование: фибероптические модули, пузырьковые колонны, сухой бассейн, тактильно-акустические панели и развивающее оборудование, световой модуль для рисования песком.
Для комфортного пребывания и создания релаксационного эффекта сенсорная комната оборудована мягкой мебелью, пуфиками-креслами, массажным креслом, расслаблению также способствует наличие аромалампы и аудиозаписей спокойной расслабляющей музыки, звуков природы.