DSC00925Очередное заседание Исторического клуба (№29) Гуманитарно-педагогической академии КФУ получило название «Верхи не могут, низы не хотят». В рамках темы старшеклассники ялтинских школ и студенты академии изучали буржуазно-демократические революции России - 1905-1907 гг. и февральскую 1917 г. Заседание клуба проходило в белом зале Ливадийского дворца-музея. Участниками клуба стали 87 человек.

Как всегда, ведущие клуба доктор политических наук профессор кафедры истории, краеведения и методики преподавания М.В. Жеребкин и кандидат исторических наук доцент этой же кафедры И.М. Есип ярко и доходчиво, с использованием презентационных материалов раскрыли содержание сложных и противоречивых событий в Российской империи в начале ХХ века.

Трудным для понимания оказались процессы формирования и накопления совокупности противоречий в российском государстве, зарождения и углубления разрыва между императором и элитой страны, между властью и народом, что привело к социальным взрывам, а в конечном счете и к краху самодержавия и империи. Участники Клуба соглашались с утверждением, что история не знает сослагательного наклонения. И тем не менее задавались непростыми вопросами: если бы Николай II был дальновидным правителем, адекватно оценивал происходившие в стране процессы, то мог бы, наверное, принять очевидное и пойти на создание конституционной монархии? Или, например, могло ли временное правительство, состоявшее из лучших людей Отечества того времени, удовлетворить запросы общества и не потерять власть к осени 1917 года. Может, к середине 1917 года единственным выходом для страны было установление военной диктатуры и жесткое наведение порядка, что могло предотвратить октябрьский переворот и гражданскую войну?  И могло ли?

Отметим, что не на все вопросы были найдены ответы, но ведущие клуба и не ставили такой цели перед участниками дискуссии. Важнее то, что старшеклассники вместе со студентами академии пытались осмыслить трагические события начала ХХ века и понять, как они повлияли на дальнейший ход российской истории.

По уже сложившейся традиции на заседании было предоставлено слово и старшеклассникам. В этот раз с совместным докладом о реформах и судьбе Петра Столыпина выступили учащиеся школы № 7 Анастасия Ефименко и Александр Илюхин.

- У этого заседания клуба была одна интересная особенность, - отметил руководитель клуба профессор М.В. Жеребкин, -  некоторые студенты академии пригласили на заседание своих родителей. Таким образом, в рамках клуба интерес к истории России объединил преподавателей вуза, учителей и учеников школ, а теперь еще и родителей. В таком формате познание истории эффективнее сливается с процессом формирования патриотического мировоззрения.