27 – 28 сентября 2012 года на базе РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) состоялась международная конференция «Стимулирование инновационной деятельности в Украине путем трансфера технологий».
Данная конференция является заключительным мероприятием в рамках трехлетнего совместного европейского проекта Темпус «Усиление треугольника знаний путем создания инновационных отделов в вузах Украины – UNI4INNO».
Цель проекта – повысить актуальность и мощность украинских университетов-партнеров в построении и развитии экономики, основанной на системе знаний, мобилизировать их потенциал как ключевых игроков в инновационной системе Украины, в том числе путем создания центров (структур) по предоставлению услуг для обеспечения стабильного процесса внедрения инноваций.
В консорциум проекта входят европейские и украинские высшие учебные заведения, а также административные органы в сфере образования, науки и инноваций. Партнерами от Украины выступают шесть вузов: Национальный университет «Львовская политехника» (г. Львов), Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт» (г. Харьков), Национальная металлургическая академия Украины (г. Днепропетровск), Донбасская государственная машиностроительная академия (г. Краматорск), Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова (г. Одесса) и РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта), Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, Институт инновационных технологий и содержания образования МОН молодежи и спорта Украины, Киевская торгово-промышленная палата. Европейскими участниками проекта являются: Университет Аликанте (Испания) – контрактор проекта, Университет Болоньи (Италия), Чалмерский технологический университет (Швеция), Агентство по развитию высшего образования (г. Грац, Австрия).
На конференции в Ялте выступили с докладами эксперты и практики по вопросам образования, исследовательской деятельности и частного сектора из Италии, Испании, Польши и Украины.
Наряду с представителями вузов и организаций-партнеров по проекту участие в работе конференции также приняли внешние участники, в частности, из НИИ правового обеспечения инновационного развития Национальной академии правовых наук Украины (г. Харьков), Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.М.Доброва НАН Украины.
Целевую аудиторию конференции представляли: руководители университетов, исследователи, представители профессорско-преподавательского состава и студенты университетов-участников проекта; эксперты законодательного процесса по вопросам высшего образования и исследовательской деятельности; участники инновационной деятельности предприятий и научных организаций.
На конференции обсуждена методологическая платформа будущего сотрудничества и кооперации участников проекта и всех ассоциированных ее членов.
Сегодня Европа исповедует парадигму устойчивого развития, целью которого, по определению соответствующей Комиссии ООН, является удовлетворение потребностей современного общества таким образом и таким способом, которые не приведут к возникновению угроз для будущих поколений. В частности, инновационная экономическая теория устойчивого развития впервые была системно освещена в монографии «Вне возрастания: экономическая теория устойчивого развития», которую подготовил экономист Всемирного банка, ведущий исследователь экономических аспектов загрязнения окружающей среды Герман Дейли.
Теоретическая платформа и практические предложения проекта «Треугольник знаний» базируются на этих концептуальных подходах. Применительно к условиям Крыма это выглядит следующим образом: устойчивый экономический рост возможен и эффективен при условии доминирования инновационных факторов и обязательном контроле и участии в этом процессе власти.
В свою очередь ответственная позиция властных государственных органов обязательно должна быть подкреплена взвешенным научным анализом, научными разработками и эффективными инновациями университетской науки.
В докладах участников конференции дан анализ современного инновационного менеджмента, реализуемого в странах-партнерах проекта, представлен научно-аналитический обзор вопросов, связанных с процессом превращения нового (научного) знания в рыночный продукт и создания прибавочной стоимости в цепочке «образование – наука – инновации».
В Европе главным двигателем деятельности в области коммерциализации являются стимулы, предоставляемые различным видам участников, а не запрещающие моменты. Большинство государств законодательным образом закрепило распределение прибыли между отдельным исследователем, институтом и посредником, содействующим коммерциализации. Посредники играют ключевую роль при коммерциализации: отметим, что если ранее посредники (офисы коммерциализации) являлись подразделениями внутри института, то теперь посредники в основном находятся вне институтов. По типу организации посредники подразделяются на государственные (их деятельность субсидируется), государственно-частные (их деятельность финансируется за счет долевого участия института/государства и частного партнера) и частные. Посредники действуют в законодательных рамках, защищающих государство от приватизации ценностей, полученных с помощью государственных бюджетных средств, но они также могут выступать в роли рыночных участников с принятием решений на основе потребностей рынка.
Общераспространенное в Европе участие в распределении прибыли исследователя, учреждения и посредника (подразделения, занимающегося коммерциализацией) создает стимулы всем участникам инновационного процесса в случае успешной коммерциализации идей и проектов.
Поскольку деятельность по использованию научных исследований для экономики не противоречит основным задачам науки или действующему законодательству, дополнительный доход (особенно для исследователей, но также и для институтов) также не приходит в противоречие с основными задачами научных учреждений или исследователей. Напротив, он рассматривается как необходимый импульс для стимулирования успешного трансфера технологий (за некоторыми исключениями – например, во Франции исследователь имеет статус государственного служащего и соответствующие привилегии, поэтому трансферт поощряется, но существует ряд ограничений для государственных служащих). В некоторых странах, например, в Ирландии, этот доход от передачи технологий пользуется существенными налоговыми льготами, т. е. дополнительными стимулами.
Жизнеспособность подобной модели участникам проекта, в частности, продемонстрировал Чалмерский технологический университет (Швеция), где тотальный характер коммерциализации инновационных идей и проектов обеспечивает системно-увязанная организация управления образовательными, научно-исследовательскими и внедренческими процессами.
На конференции была представлена организационно-экономическая модель регионального инновационного менеджмента для курортных территорий Крыма.
Цикл проведенных Крымским гуманитарным университетом в 2005-2012 годах совместно с исполкомом Ялтинского городского Совета исследований и разработок позволил предложить методы формирования системы организационно-правовой и финансовой поддержки инновационных проектов в качестве новой формы повышения эффективности муниципального управления, сохранения рекреационных ресурсов и модернизации региональной инженерной инфраструктуры.
В процессе проведенных разработок ставилась задача реализовать принцип территориального единства, поддержки инновационных проектов и планирования развития курортного производственного комплекса. В условиях уникального природного образования, каким является Южный берег Крыма, этот принцип диктует необходимость рассматривать его природно-экологическую, производственно-коммерческую и инфраструктурную составляющие как единое целое. Он нашел отражение в разработанных в процессе исследования нормативно-методических документах (НМД). Системная увязка всех НМД не означают возврата к административно-командным методам управления. Ставилась задача формирования на территории Южного берега Крыма корпоративной системы обеспечения конкурентоспособности курортно-рекреационных комплексов, когда предприятиям становится выгодным поиск партнеров для обеспечения стратегических целей устойчивой конкурентоспособности.
Участникам проекта предстоит выполнить практический этап реализации проекта. На этом этапе, несомненно, должна возрасти роль государственных органов и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов должна возрасти роль университетов в научно-методическом обеспечении инновационных процессов и информировании предпринимательских структур, общественности по актуальным вопросам инновационной деятельности. Очевидно, что эта деятельность должна повысить статус и общественную значимость креативно мыслящих людей, изобретателей и рационализаторов.
Кандидат экономических наук, доцент Грибанов В.В.