25 июня 2013 года Ученым советом Крымского гуманитарного университета было принято решение об открытии кафедры социальной педагогики.
До этого времени за подготовку специалистов по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» отвечала кафедра педагогики и управления учебными заведениями.
С 1 октября 2015 года кафедра переименована в кафедру социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ" им. В.И. Вернадского.
С 1 февраля 2023 года кафедра переименована в кафедру психолого-педагогического и специального образования.
Кафедра обеспечивает подготовку студентов в области социальной педагогики, педагогики и психологии девиантного поведения обеспечивая преподавания профессионально-ориентированных дисциплин и руководство учебной, производственной и преддипломной практикой на всех курсах.
Цели и задачи деятельности кафедры:
- реализация основных образовательных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки:
- 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность «Психология и социальная педагогика»,
- 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерские программы «Психология и социальная педагогика» и «Психология и педагогика инклюзивного образования»,
- 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения».
- организация и осуществление на должном научном и методическом уровнях учебно-воспитательного процесса в групповых и индивидуальных формах работы;
- осуществление текущего и итогового контроля знаний через проведение зачетных и экзаменационных сессий, государственных экзаменов, защиты курсовых и выпускных работ;
- подготовка и систематическое обновление методического обеспечения учебного процесса по дисциплинам кафедры;
- использование различных форм и методов воспитательной работы со студентами;
- руководство научно-исследовательской работой студентов, организация работы научных кружков, проведение олимпиад, конкурсов по профилю деятельности кафедры;
- организация научно-педагогической деятельности кафедры с целью постоянного повышения профессиональной компетентности преподавателей кафедры путем проведения и дальнейшего обсуждения на заседаниях кафедры;
- открытых лекций, практических занятий, взаимных посещений учебных занятий;
- сбор и обобщение передового опыта, полученного преподавателями кафедры при проведении занятий и внеучебной работы путем отражения его в индивидуальных и коллективных научно-методических публикациях;
- руководство подготовкой кандидатских диссертаций, рецензирование, обсуждение представленных исследований на заседаниях кафедры, межкафедральных семинарах;
- организация взаимодействия сотрудничества с другими образовательными организациями, проведение совместных заседаний кафедр, круглых столов, реализация проектов, подготовка и издание научной и учебно-методической литературы;
- подготовка и издание учебной, научной, методической литературы по проблемам методологии и теории социальной педагогики и инклюзивного образования, развития социально-педагогических научных исследований,
- внедрение новейших социально-педагогических технологий.
Научная тема кафедры: профессорско-преподавательский состав выпускающей кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения осуществляет комплексное исследование на тему «Моделирование региональной системы профилактики девиантного поведения детей и молодёжи».
Профессорско-преподавательский состав кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения постоянно принимает участие в научных, научно-практических и научно-методических конференциях семинарах, проводимых на территории России и за ее пределами.
Ежегодно проводятся международные научно-практические конференции: «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» и «Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии».
Тесное сотрудничество организовано с Московским государственным психолого-педагогическим университетом, Белорусским государственным педагогическим университетом имени Максима Танка, Юго-западным университетом «Неофит Рилски» (Болгария), Армянский государственный педагогический университет им.Х.Абовяна и др.
Преподаватели выпускающей кафедры руководят научно-исследовательской работой студентов. На кафедре создан ряд научных проблемных групп, участники которых занимаются научной разработкой решения актуальных проблем социальной и инклюзивной педагогики.
Реализованные кафедрой проекты:
- Институт инклюзивного образования (2015-2017)
- Разработка и реализация сетевой образовательной магистерской программы «Практическая психология образования» (2016)
- Разработка магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования» (2017)
- Разработка и внедрение системы реабилитации студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде Республики Крым (госзадание Минобрнауки РФ № 115052150078, 2015-2016 гг.)
- Разработка и внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по областям образования «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки» и «Гуманитарные науки» (уровень бакалавриата) (госконтракт Минобрнауки РФ №05.Р03.11.0008, 2016)
- Создание ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (госзадание Минобрнауки РФ, 2017-2020)
- Подготовка будущих педагогов к проектированию коррекционно-развивающей среды инклюзивного образования (РФФИ №18-513-00019, 2018-2019)
- III Международная научно-практическая конференция «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (РФФИ №19-013-20187, 2019)
- Теория и практика инклюзивного образования в вузе: отечественный и зарубежный опыт (РФФИ №19-113-00075, 2019)
Направления подготовки:
Бакалавриат:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность «Психология и социальная педагогика»
Специалитет:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»
Магистратура:
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерские программы «Психология и социальная педагогика» и «Психология и педагогика инклюзивного образования»