Ключевым событием фестиваля стало проведение IV Международного Ливадийского форума «Русский мир и мировое гуманитарное пространство». Главная цель форума – сохранение и защита русского языка. Секции форума проводились на трёх разных площадках, одной из них стала ялтинская Гуманитарно-педагогическая академия. Тема дискуссии - «Диалог поколений: настоящее и будущее», в рамках которой состоялось обсуждение роли и значения русского языка в народной дипломатии, а также места русского языка в мировом образовательном пространстве и воспитании молодёжи.
Обсуждение прошло в читальном зале библиотеки Гуманитарно-педагогической академии, где с докладами выступили представители Государственного совета Республики Крым, молодёжных организаций, руководители местных национально-культурных обществ, общественники и студенты Крымского федерального университета.
Подчёркивая роль русского языка в современном образовательном процессе, директор Гуманитарно-педагогической академии Александр Глузман отметил, что «русский мир» - это не только язык, или человек конкретной национальности, а огромная площадка для взаимодействия людей разных народов в искусстве, культуре и других сферах повседневной жизни.
Русский язык-основа духовности, основа того русского мира, который мы создаем, и который мы развиваем. Практически по всему миру есть наши соотечественники, и одной из задач форума является поддержка и защита прав российских соотечественников, которые проживают как в бывших странах СНГ, так и за границей. Они являются носителями русской культуры и важно, чтобы они, посредством русского языка, проповедовали те ценности, которые существуют у нас в России, - сказал директор академии.
В ходе секции была затронута и тема современного гуманитарного образования. По мнению выступающих, основой учебно-воспитательного процесса является воспитание молодежи как интеллектуальной, творческой силы общества с заложенными в ней общечеловеческими ценностями.
Заместитель председателя Совета Обучающихся ГПА Полина Гадомская также поделилась своими взглядами:
Гуманитарное знание, по моему убеждению, является важной составляющей фундаментального образования, позволяя сформировать не узко подготовленного профессионала, но личность с широким взглядом на природу, мир, человека. А главными традициями российского образования всегда оставались патриотизм, гуманитарная составляющая, демократизм, ориентация на широкое просвещение. Несмотря на активное «наступление» информационного общества, мы все острее осознаем, что без знания языков, литературы, истории невозможно сохранение необходимого уровня цивилизованности страны.
Продолжая тему, Александр Глузман отметил, что главной миссией современности и всех, кто сегодня занимается гуманитарным образованием, является сохранение мира и межнациональных взаимоотношений.
Если говорить о высшем образовании, то, несомненно, сегодня приоритетами является формирование у студентов чувства свободы и духовности. Необходимо воспитать молодых людей так, чтобы все граждане нашей страны жили в мире и согласии, толерантно относились к окружающим — это всё гуманитарная сфера, гуманитарная среда.
В рамках фестиваля в городах и районах проходят различные мероприятия: дни русской пьесы в театральных учреждениях Крыма, детская художественно-образовательная программа «Неделя русской сказки», республиканский конкурс художественного слова «Пушкинские строки», научно-практическая конференция «Крым в общероссийском культурном пространстве: реалии, проблемы и перспективы» и международный симпозиум «Русский язык в поликультурном мире», а также книжный фестиваль «Книжные аллеи» и выставка-ярмарка изделий мастеров декоративно-прикладного творчества.