21 06 2018 Ялта инклюзив 00007

С 2017 года в ялтинской Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского осуществляет свою работу Ресурсный учебно-методический центр по обучению и сопровождению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее РУМЦ).
РУМЦ - это уникальная площадка по разработке и внедрению модели высшего инклюзивного образования для молодежи с инвалидностью. Кроме того, он входит в число 16 Центров России, которые сформировало Министерство образования и науки РФ.

 

Работа Ялтинского учебно-методического центра направлена на консалтинг образовательных организаций по вопросам обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, разработку инновационных технологий развития инклюзивного образования, создание условий доступности высшего образования для молодёжи с инвалидностью и ОВЗ в вузах Республики Адыгея, Волгоградской, Астраханской областей, Республики Крым и г. Севастополя. Формирование этой системы позволит увеличить количество лиц с инвалидностью получивших доступное высшее образование, что в свою очередь повысить процент успешно трудоустроенных выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

По словам руководителя Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов ГПА КФУ им. В. И. Вернадского Юлии Глузман, базовыми задачами Центра является именно профориентационная работа с абитуриентами, имеющими инвалидность, содействие трудоустройству выпускников с особыми потребностями и разработка системы сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья во всем Крымском федеральном университете.

В связи с требованиями Министерства образования и науки РФ на базе РУМЦ был создан Call-центр с бесплатной телефонной линией. На неё могут позвонить любые участники образовательного процесса по вопросам высшего инклюзивного образования и организации доступной среды. Особую актуальность бесплатная телефонная линия приобретает в период вступительной кампании.

«В период проведения вступительной кампании есть необходимость в том, чтобы консультировать родителей и абитуриентов, объясняя, какой вуз доступен, какие права при поступлении они имеют, как готовят специалистов в каждом из вузов. В рамках нашего Крымского федерального университета важно, чтобы каждая академия, каждый институт, каждый колледж были доступны, имели подготовленных специалистов и всегда были рады принять студента с инвалидностью. Учитывая тот факт, что министерство выделяет в два раза больше бюджетного финансирования на таких студентов», - добавила Юлия Глузман.

Центр коллективного пользования специальными техническими средствами, входящий в Ресурсный учебно-методический центр по обучению и сопровождению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, оснащен специализированным оборудованием для студентов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Так, студенты с нарушением зрения могут осуществлять обучение с помощью ассистивного оборудования: ультрапортативного тактильного дисплея Брайля с беспроводной технологией Bluetooth, принтера для печати шрифтом Брайля Romeo Attache Pro, электронного ручного и стационарного видеоувеличителя с функцией читающей машины Аура с встроенным экраном, прослушивать говорящие книги на тифлофлэшплеере Victor Reader Stratus 12H, работать с устройством для печати тактильной графики PIAF, информационным терминалом Круст и другим оборудованием.

Что касается обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, то для обеспечения доступности учебного процесса они могут использовать компьютерные джойстики Joystick SimplyWorks, адаптированные беспроводные компьютерные кнопки, мобильный подъемник-ступенькоход S-Max SDM7 D-1352, стол-микролифт для студентов-колясочников, документ-камеру AverVision M70HD и прочие ассистивные устройства, необходимые для лиц данной нозологии.

Для студентов с нарушениями слуха предусмотрены: коммуникативная система «Диалог Базовый Плюс», которая предназначена для осуществления возможности общения глухих людей с другими людьми с помощью обыкновенных планшетов и беспроводной клавиатуры, инфракрасный динамик-усилитель Digital Soundfield, портативная информационная индукционная система «Исток А2» для приема и передачи аудиоинформации, без постороннего шума и помех, на слуховой аппарат пользователя и прочее специализированное оборудование для лиц с нарушением слуха.

Помимо этого, для иногородних обучающихся предусмотрено общежитие, которое соответствует всем типовым нормам доступности — адаптированы жилые комнаты, оборудованы поручнями санузлы и коридор, нанесены тактильные метки, установлены звуковые маячки, названия кабинетов выполнены шрифтом Брайля, имеется специализированная кухня.

Для организации психокоррекционной работы со студентами различных нозологий функционируют сенсорная комната и психологический кабинет.

На сегодняшний день в КФУ сейчас ведется активная работа по подготовке специалистов: ежегодно сотрудниками РУМЦ проводятся курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по сопровождению и обучению студентов с инвалидностью, в том числе по адаптации учебного материала и использованию ассистивных технологий.

По материалам пресс-службы КФУ