В рамках реализации совместного европейского проекта «Развитие и внедрение образовательных программ по мультилингвальной подготовке учителей в университетах Грузии и Украины» (англ. DIMTEGU-Development and Introduction of Multilingual Teacher Education Programs at Universities of Georgia and Ukraine), финансируемого в рамках программы Темпус IV Европейской Комиссии) делегация Крымского гуманитарного университета в период с 3 по 7 июня 2013 года пребывала с визитом в Государственном педагогическом университете Самцхе-Джавахети (г. Ахалцихе, Грузия). В состав делегации КГУ вошли участники рабочей группы проекта: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, теории и истории литературы, Наталья Лобачева; заместитель директора по учебной работе Института педагогики, психологии и инклюзивного образования, кандидат педагогических наук  Дмитрий Еныгин; ведущий специалист Отдела по международным связям и работе с иностранными студентами Татьяна Прилипко.

Программа пребывания состояла из двух блоков: (1) тренинг-модуль «Мультилингвальное/ мультикультурное образование» и (2) презентация и обсуждение разработанных рабочих версий магистерских программ по подготовке учителей для работы в мультилингвальной среде грузинскими и украинскими университетами-членами Консорциума проекта. Напомним, что украинскую часть Консорциума наряду с Крымским гуманитарным университетом представляют Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара и Национальный львовский университет им. Ивана Франко.

Первый блок – 3-дневный тренинг – был посвящен вопросам би-/ мультилингвизма и мультилингвального образования, обзору существующих теоретических подходов и практик внедрения образовательных программ как на уровне университетских программ для студентов, так и на уровне курсов повышения квалификации для уже работающих учителей. Лекторами-тренерами в этом блоке выступили коллеги из Высшей педагогической школы Фрайбурга (г. Фрайбург, Германия) профессор Оливье Ментц и профессор Маттиас Хутц. Уже само географическое положение университетского города Фрайбург – на стыке границ Германии, Франции и Швейцарии – создает предпосылки и обуславливает актуальность внедрения мультилингвальных образовательных программ. Наши немецкие коллеги поделились многолетним опытом в этой сфере, в частности, по подготовке би-/ мультилингвальных учителей для начальной и средней школы. Была представлена информация о полном цикле подготовки мультилингвальных учителей-предметников (учебные программы и планы, педагогическая практика и стажировки). Неотъемлемой составной подготовки би-/ мультилингвальных учителей в Высшей педагогической школе Фрайбурга является академическая мобильность студентов – прохождение обучения по выбранной специальности в течение одного-двух семестров за рубежом. Так, например, Высшая педагогическая школа Фрайбурга в рамках подготовки учителей поддерживает партнерские отношения с Университетом Верхнего Эльзаса (г. Мюльхаус, Франция).

Подводя итоги тренингов, наши немецкие коллеги поделились своим видением успешных образовательных программ мультилингвальной подготовки учителей, точнее, их составляющих:

  • прохождение обучения за рубежом, по крайней мере, в течение 1 семестра;
  • высокий уровень лингвистической/ языковой компетенции (минимум С1) в одном (или более) иностранных языках;
  • высокий уровень знаний в нелингвистических предметных областях; 
  • осведомленность о проблемах и вызовах билингвального образования; учитель = посол по вопросам культуры зарубежных стран/ культур;
  • осведомленность в вопросах политики: критическое мышление, желание и готовность принимать активное участие в процессах развития и реформирования системы образования.    

Второй блок программы визита включал в себя презентации разработанных рабочих версий магистерских программ по мультилингвальной подготовке учителей. Свои наработки презентовали представители украинских и грузинских вузов-партнеров: Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, РВУЗ «Крымский гуманитарный университет», Львовский национальный университет им. И. Франко; Тбилисский государственный университет им. И. Джавахишвили, Государственный университет Илии (г. Тбилиси), Государственный педагогический университет Самцхе-Джавахети (г. Ахалцихе). Презентация каждого из вузов сопровождалась дискуссией, были высказаны предложения и пожелания коллег по усовершенствованию представленных программ. А это значит, что работа по проекту продолжается, и следующим этапом – как запланировано рабочим планом  проекта – будет разработка учебных курсов магистерских программ.