Кафедра теории, истории музыки и методики музыкального воспитания создана в 1998 году на базе предметно-цикловой комиссии вокала, дирижирования и методики музыкального воспитания Ялтинского педагогического колледжа, обеспечивающих изучение дисциплин методического, музыкально-теоретического, инструментального и вокально-хорового циклов.
"Урок дирижирования ведет профессор кафедры Кудрявцева Т.С."
Значительно расширившееся в последние десятилетия информационное поле современной музыкальной педагогики выдвинуло проблему обновления традиционной музыкально-образовательной системы. Применительно к нашей образовательной модели, взявшей курс на подготовку специалистов новой формации – учителей музыки и музыкантов – исполнителей, речь идет не столько об обновлении (университетской модели музыкального образования в нашей стране не существовало), сколько об опыте целесообразной структурной организации всей системы, включающей три основных образовательных уровня: бакалавр, специалист и магистр.
"Лауреаты международного конкурса Фурман А. и Набока А."
Во многом инновационная деятельность кафедры помогает выстроить собственную музыкально-образовательную модель таким образом, что в поле зрения специалиста попадают не только отдельные произведения и индивидуальный стиль композиторов, язык национальных школ или выразительно-смысловые сферы музыки, но и идеи эпох, характер их музыкального мышления, музыкально-историческое время, позволяющее услышать глубинную судьбу музыкального искусства и цивилизации.
Содержание программ кафедры включает изучение музыки всех эпох, как на теоретическом уровне, так и на практическом, чтобы выпускник кафедры стал квалифицированным специалистом, обладающим фундаментальными знаниями, владеющим понятийно-терминологическим и аналитическим аппаратами разных эпох и имеющим высокий духовно-творческий потенциал, нацеленный на самореализацию, самосовершенствование и самопознание.
"Урок основного музыкального инструмента ведет доцент кафедры Андрющенко В.П."
Образовательные уровни и специальности
Младший специалист /4 года обучения/ на базе неполного среднего образования – специальность Музыкальное искусство. Квалификации: учитель музыки, музыкальный руководитель.
Бакалавр /4 года обучения/ на базе средней общеобразовательной школы – специальность Музыкальное искусство. Квалификации: учитель музыки и мировой художественной культуры; учитель музыки, музыкальный режиссер.
Бакалавр /3 года обучения/ на базе среднего специального образования – специальность Музыкальное искусство, квалификации: преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин, преподаватель музыкального инструмента, преподаватель вокала.
Специалист /1 год обучения/ на базе «бакалавра», специальность Музыкальное искусство, квалификации: учитель музыки, мировой художественной культуры; учитель музыки, музыкальный режиссёр.
Магистр /1 год обучения/ на базе специалиста, специальность Музыкальное искусство. Квалификации:
- преподаватель методики музыкального воспитания;
- преподаватель музыкального инструмента;
- преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин;
- преподаватель вокала;
- преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
- преподаватель художественной культуры.
Магистр /2 года обучения/ на базе бакалавра, специальность Музыкальное искусство. Квалификации:
- преподаватель музыкального инструмента, инструменталист;
- преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин;
- преподаватель вокала
- преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.
Основные дисциплины кафедры
Цикл музыкально-теоретических дисциплин
- Общая теория музыки
- Гармония
- Полифония
- Сольфеджио
- Анализ музыкальных произведений
- Теория и методика преподавания музыки
- Современное музыкальное искусство
- Музыкальная интерпретация
- Музыкальная психология
- Музыкальная педагогика
- Методика музыкального воспитания
- Методика преподавания игры на музыкальном инструменте
- История музыкальных стилей
- История мировой и отечественной музыкальной культуры
- История и теория музыкально-исполнительского искусства
- Украинское музыкальное народное творчество
- Современная музыкальная культура
- Новые музыкально-компьютерные технологии
Цикл исполнительских дисциплин
- Хоровое дирижирование
- Хороведение
- Хоровая литература
- Методика преподавания дирижирования
- История хорового исполнительства
- Хоровой класс
- Практика работы с хором
- Чтение хоровых партитур
- Хоровая аранжировка
- Вокальный класс
- Вокальная литература
- Основы сценического мастерства
- Вокальный ансамбль
- Отечественная и мировая вокальная культура
- Камерное пение
- Оркестровое дирижирование
- Практикум работы с оркестром
- Художественно-исполнительский анализ
- Методика организаций лекций и концертов
- Эстрадный вокал
- Основной музыкальный инструмент
- Камерный ансамбль
- Оркестровый класс
- Дополнительный инструмент
Научная деятельность
Научная тема кафедры – ,,Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в учебном процессе’’, в рамках которой решаются прикладные задачи. Цель темы – разработка образовательных моделей и инновационных средств в рамках индивидуального обучения будущего педагога-музыканта.
На кафедре ведется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов) из числа аспирантов, сотрудников кафедры и соискателей. Выполнение и защита диссертационных работ происходит в рамках действующей аспирантуры по специальностям 13.00.04 ,,Теория и методика профессионального образования’’.
С 1998 г. шесть сотрудников кафедры защитили диссертационные работы на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Опубликовано более 200 научных статей, 30 учебных пособий, 3 монографии, 7 учебников с грифом МОНУ.
Преподаватели и студенты кафедры принимают активное участие в украинских и международных научных конференциях, активно публикуются в университетских средствах печати и в специализированных музыкальных и педагогических изданиях.
Конференции, проводимые кафедрой теории, истории музыки и игры на музыкальных инструментах:
1. ,,Українське кобзарство - істория та сучасність’’ - международная научно-практическая конференция, организуемая с 2005г. в рамках фестиваля бандурного искусства ,,Дзвені, бандуро’’ по проблемам аутентичного и профессионального бандурного исполнительства, цели которой заключаются в следующем: обмен опытом научных исследований и научно-практической работы по вопросам бандурного исполнительства; современные аспекты изучения проблем национальной музыкальной культуры: аутентичная и профессиональная традиции.
2. Проблеми педагогіки мистецтва - международный научно-практический семинар по проблемам современного исполнительства и педгогики, организуемый с 2003г. в рамках ежегодного международного фестиваля-конкурса ,,Крымская весна’’;
3. Неділя науки - ежегодная всеукраинская студенческая конференция;
4. Проблеми вокально-хорового виконавства та педагогіки - международная научно-практическая конференция, организуемая в рамках фестиваля-конкурса вокального искусства им. Николая и Милии Полуденных.
Ежегодные международные фестивали-конкурсы проводимые кафедрой: фестиваль-конкурс молодых исполнителей ,,Крымская весна’’; хоровые фестивали ,,Ялта-Виктория’’ и ,,Ялта-Глория’’; фестиваль вокального искусства им. Н. и М. Полуденных.
На базе кафедры создан музей кобзарства Крыма и Кубани. Сбор экспонатов к музею был начат в 1964 году заслуженным работником культуры Украины Алексеем Федоровичем Нырко. Его основу составляют 24 давних бандуры кустарного изготовления (самая первая конца ХХ ст.), а также самые разнообразные документы и материалы, причастные к кобзарству исследуемых регионов. Здесь и отдельные детали бандур и инструменты, которыми делались бандуры, фотографии, переписка, книги, журналы со сведениями о мастерах и бандуристах, воспоминания современников и т.д. Официально музей был открыт в 1984 году в день 20-ти-летия Народной самодеятельной капеллы бандуристов им. Степана Руданского Ялтинского педучилища и на чествование 150-той годовщины со дня рождения Степана Руданского.
В настоящий момент небольшая аудитория на базе кафедры, которая стала музейным залом, является в то же время и местом репетиций, консультаций, научной работы. Экскурсии проводятся бесплатно для всех желающих. Собственно, оригинальная и многогранная фигура организатора этого общественного очага украинской культуры Алексея Нырка позволила создать на базе Крымского гуманитарного университета уникальный музей, открытый любым конструктивным идеям и предложениям. Музей кобзарства Крыма и Кубани сотрудничает с обществами ,,Україна – Світ’’, ,,Просвіта’’ им. Т.Г. Шевченко. Особенно тесные контакты его связывают с историко-краеведческим музеем г.Ялты и его филиалом Домом-музеем Леси Украинки, которые проявляются в разнообразных сферах: от повседневных дел к большим мероприятиям и акциям.