Значительно расширившееся в последние десятилетия информационное поле современной музыкальной педагогики выдвинуло проблему обновления традиционной музыкально-образовательной системы. Применительно к нашей образовательной модели, взявшей курс на подготовку специалистов новой формации – учителей музыки и музыкантов – исполнителей, речь идет не столько об обновлении (университетской модели музыкального образования в нашей стране не существовало), сколько об опыте целесообразной структурной организации всей системы, включающей три основных образовательных уровня: бакалавр, специалист и магистр.
Во многом инновационная деятельность кафедры помогает выстроить собственную музыкально-образовательную модель таким образом, что в поле зрения специалиста попадают не только отдельные произведения и индивидуальный стиль композиторов, язык национальных школ или выразительно-смысловые сферы музыки, но и идеи эпох, характер их музыкального мышления, музыкально-историческое время, позволяющее услышать глубинную судьбу музыкального искусства и цивилизации.
Содержание программ кафедры включает изучение музыки всех эпох, как на теоретическом уровне, так и на практическом, чтобы выпускник кафедры стал квалифицированным специалистом, обладающим фундаментальными знаниями, владеющим понятийно-терминологическим и аналитическим аппаратами разных эпох и имеющим высокий духовно-творческий потенциал, нацеленный на самореализацию, самосовершенствование и самопознание.