В 2003 году с целью обучения лиц с ограниченными возможностями, обусловленными различными заболеваниями и нарушениями  опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, легочной, зрительной и слуховой систем и т.д., для получения ими высшего гуманитарного образования и социальной реабилитации был создан Специализированный факультет.

В 2010 году факультет перешел в статус специализированных групп студентов-инвалидов Института педагогики, психологии и инклюзивного образования (далее ИППИО) Крымского гуманитарного университета

Внедряя зарубежные модели обучения студентов с ограниченными возможностями, Министерством образования и науки Украины проводится эксперимент по интегрированному обучению студентов данной категории. На данном этапе в эксперименте принимают участие 9 высших учебных заведений, в том числе и РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта).

Реализация задач данного эксперимента в Крымском гуманитарном университете осуществляется в специализированных группах ИППИО и в Центре высшего образования инвалидов.

Специализированные группы имеют специфику организации учебно-воспитательного процесса, а именно:

  • индивидуально-групповую форму организации обучения;
  • дозирование учебной нагрузки, учебной информации;
  • сопровождение учебного процесса лечебно-профилактическими мероприятиями.

В спецгруппах обучается 65 студентов по пяти специальностям: «Социальная педагогика», «Английский язык», «Украинский язык», «История», «Изобразительное искусство».
С 2011-2012 учебного года студенты с инвалидностью получат возможность обучаться по специальностям «Информатика», «Математика», «Практическая психология», «Русский язык».
Большинство студентов приезжает из Крымского региона, но с каждым годом все больше студентов южных областей Украины пользуются возможностью получить высшее образование в Институте педагогики, психологии и инклюзивного образования.
Обучение студентов-инвалидов в университете указывает  на необходимость создания особой технологии учебно-реабилитационного процесса, которая позволяет получать положительные результаты. В частности, учебный процесс предусматривает проведение 3-х, а не 2-х сессий в учебном году по 14-16 дней каждая.
Материально-техническая база центра включает: 2 компьютерных класса с мультимедийным комплексом, учебные аудитории, оснащенные компьютерами, аудиторию – художественную мастерскую (специализированная аудитория для работы студентов по специальности «Изобразительное искусство»).

Все компьютеры в аудиториях и компьютерных классах имеют доступ к сети Интернет, что дает возможность преподавателям использовать инновационные формы обучения студентов-инвалидов с учетом их нозологий. В процессе подготовки учебного материала для индивидуальной работы со студентами преподавателями используется печатно-копировальная техника.

Для организации самостоятельной подготовки студентов оборудована комната самоподготовки.
В центре имеется комната реабилитации с современными тренажерами, кабинет врача, кабинет массажа. Кроме того, есть кабинет психологической разгрузки с современным оборудованием (плазменный телевизор, DVD, компьютер, музыкальный центр).

С целью организации доступности и безбарьерности обучения студенты-инвалиды проживают в жилых блоках в комнатах по 2-3 человека.
Для полноценной интеграции студентов с ограниченными возможностями проводятся совместные лекционные и практические занятия со студентами, не имеющими ограничений здоровья, праздники, вечера, общеуниверситетские мероприятия.

В Центре высшего образования инвалидов работают два психолога, педагог-методист, секретарь, врач-реабилитолог, врач-терапевт, медсестра.

Руководитель Регионального центра высшего образования инвалидов – Богинская Юлия Валериевна, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики и управления учебными заведениями.

Сфера научных интересов – технологии поддержки и сопровождения лиц с ограниченными возможностями. Преподаваемые дисциплины: технологии социально-педагогической работы, развитие социальной педагогики как науки, методология социально-педагогических исследований, организация деятельности государственных и специализированных служб.
Тема докторской диссертации: «Теория и практика социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности в ВУЗах».
Богинская Ю.В. является автором более 40 научных статей и 15 учебно-методических пособий.
Принимала активное участие в реализации проектов:

  1. Программа обмена международных лидеров «Среднее образование в США. Дети с ограниченными возможностями», 20 января-10 февраля 2007 г., США
  2. Проект МАТРА КАП «Соціальна інтеграція людей з особливими потребами: питання навчання та працевлаштування» посольства Королівства Нідерландів, грудень 2007 р., м.Ялта
  3. Проект Посольства США «Интеграция людей с особыми потребностями в современное общество», сентябрь 2007 – май 2008 г.
  4. Проект Темпус Тасис «Центр высшего образования инвалидов», сентябрь 2007-октябрь 2009 г., г.Ялта-Италия-Бельгия

Ярая Татьяна Анатольевна - практический психолог центра, аспирантка кафедры психологии. Осуществляет профессиональную деятельность по таким направлениям:

  • психодиагностическая работа
  • консультационная работа
  • коррекционно-развивающая работа
  • психопрофилактическая работа
  • организационно-методическая работа

Тема кандидатской диссертации: «Формирование профессиональной готовности будущих практических психологов к работе со студентами с ограниченными возможностями».
Принимала участие в международном учебно-практическом психотерапевтическом семинаре (1-5 мая 2007 г.), семинаре по гештальт-терапии (6-7 декабря 2008 г.), во Всеукраинском учебно-методическом семинаре «Инклюзивное образование» (20-21 октября 2009 г.) в г. Симферополь.

Некрут Татьяна Владимировна - педагог-методист

Сфера научных интересов – регрессивное поведение и его связь с эдипальным периодом психического развития.
Участие в научных конференциях:

  • ІІ и ІІІ Всеукраинский научно-практический семинар «Теоретические и методологические основы практической психологии» (Ялта, 2006);
  • Международная научно-практическая конференция «Семейные объектные отношения в свете современных психоаналитических (глубинно-психологических) концепций» (Ялта, 2007);
  • IV Всеукраинский научно-практический семинар «Теоретические и методологические основы практической психологии: проблема психического выгорания» (Ялта, 2007);
  • V Всеукраинский научно-практический семинар «Методологические и теоретические основы глубинной психокоррекции: проблема психической адаптации» (Ялта, 2008);
  • VI Авторская школа доктора психологических наук, профессора, академика НАПН Украины Яценко Т.С. (Ялта, 2009);
  • международная конференция «Развитие международного сотрудничества в отрасли образования в контексте болонского процесса» (Ялта, 2010);
  • VII Авторская школа доктора психологических наук, профессора, академика НАПН Украины Яценко Т.С. (Ялта, 2010);
  • VII Всеукраинский научно-практический семинар: «Теоретические и методологические основы практической психологии: единство вербальных и невербальных методов в глубинной психокоррекции» (Ялта, 2010)

Соляник Екатерина Александровна - секретарь

С сентября 2010 г. является магистранткой по специальности «История», а также ассистентом кафедры истории, правоведения, методики преподавания и государственного управления. 
Преподаваемые дисциплины: история Украины, история древнего мира, история государства и права Украины, история славянских народов, введение в специальность, археология, новая история стран Европы и Америки, новая история стран Азии и Африки, этнография Украины, специальные исторические дисциплины, историческое краеведение, правоведение и многое другое.
Сфера научных интересов: «Женская скульптура Северного Причерноморья».
Совместно с сотрудниками специализированного факультета принимала участие в научно-практических и международных конференциях и семинарах, проводимых на базе РВУЗ «Крымский гуманитарный университет»: «Соціальна інтеграція людей з особливими потребами: питання навчання та працевлаштування» за підтримкою Посольства Королівства Нідерландів, Програма Матра КАП (Ялта, 5-7 декабря 2007 г.), «Інтеграція людей з особливими потребами у сучасне суспільство» – семінар-тренінг у рамках проекту з підтримки Посольства США в Україні (Ялта, 3-5 марта, 2-4 апреля, 5-7 мая 2008 г.).

Павлюченко Дарья Юрьевна - практический психолог центра

Обучается в магистратуре Института педагогики, психологии и инклюзивного образования РВНЗ «Крымский гуманитарный университет».
Сфера научных интересов – развитие и функционирование центров социальных служб для семьи, детей и молодежи.

Бабанина Алена Николаевна - массажист, реабилитолог.

В центре обеспечивает:

  • медицинский контроль за состоянием здоровья студентов факультета;
  • проведение реабилитационных мероприятий, соответствующих реабилитационным программам студентов;
  • лечебный массаж;
  • догоспитальную и первую медицинскую помощь;
  • проведение рейдов по санитарному состоянию жилых комнат студентов.

Региональный центр высшего образования инвалидов
Адрес:
98600, АР Крым, г. ЯЛТА, пгт. МАССАНДРА,
ул. СТАХАНОВСКАЯ, 11,
тел. (0654) 26-16-65
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сфера научных интересов – технологии поддержки и сопровождения лиц с ограниченными возможностями. Преподаваемые дисциплины: технологии социально-педагогической работы, развитие социальной педагогики как науки, методология социально-педагогических исследований, организация деятельности государственных и специализированных служб.

Тема докторской диссертации: «Теория и практика социально-педагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности в ВУЗах».

Богинская Ю.В. является автором более 40 научных статей и 15 учебно-методических пособий.

Принимала активное участие в реализации проектов:

1. Программа обмена международных лидеров «Среднее образование в США. Дети с ограниченными возможностями», 20 января-10 февраля 2007 г., США

2. Проект МАТРА КАП «Соціальна інтеграція людей з особливими потребами: питання навчання та працевлаштування» посольства Королівства Нідерландів, грудень 2007 р., м.Ялта

3. Проект Посольства США «Интеграция людей с особыми потребностями в современное общество», сентябрь 2007 – май 2008 г.

4. Проект Темпус Тасис «Центр высшего образования инвалидов», сентябрь 2007-октябрь 2009 г., г.Ялта-Италия-Бельгия