Становление и развитие современной кафедры педагогики и управления учебными заведениями начинается с деятельности цикловой комиссии при Ялтинском педагогическом училище. В 1994 году одновременно с открытием Ялтинского педагогического колледжа была создана кафедра педагогики и психологии, которая обеспечивала подготовку студентов к профессиональной деятельности.

В 2002 году произошла реструктуризация кафедры и вместе с этим возникли отдельно кафедра педагогики и кафедра психологии при Крымском государственном гуманитарном институте. 2010 год ознаменовался реструктуризацией уже университета и при РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) были созданы институты. В этом же году одновременно с открытием Института педагогики, психологии и инклюзивного образования создана кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений.

В 2021 году произошло слияние кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с кафедрой педагогики и управления учебными заведениями, в следствие чего возникла кафедра педагогики и педагогического мастерства.

Заведующая кафедрой – доктор педагогических наук, профессор РАО отделения философии образования и теоретической педагогики Горбунова Наталья Владимировна.
В состав кафедры входит 18 преподавателя высокой квалификации, в их числе 3 профессора, 3 доктора и 12 кандидатов наук. Среди них: доктор педагогических наук, профессор РАО отделения философии образования и теоретической педагогики Горбунова Наталья Владимировна; доктор педагогических наук, профессор, Редькина Людмила Ивановна; доктор педагогических наук, профессор Шушара Татьяна Викторовна.

Научное направление кафедры:

«Формирование ценностных ориентаций будущих учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений в контексте повышения педагогического мастерства» (Научный руководитель д.п.н., профессор РАО Н.В. Горбунова). В работе кафедры реализуется научное направление по теме «Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения» (№1151027 075676).

«Подготовка будущих педагогов к инновационно-профессиональной деятельности в условиях поликультурного образовательного пространства» (Научный руководитель д.п.н., профессор Редькина Л.И. (номер государственной регистрации №0110U002122).

Так же на основе концепции Научной школы осуществляется деятельность Центра этнопедагогики и этнокультуры, лаборатории этнопедагогики и истории образования Крыма. Центр ведет научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную работу в области истории педагогики и этнопедагогики, профессионального развития педагогов.

Миссия научной школы заключается в осуществлении фундаментальных и прикладных научных исследований в области теории и истории образования, этнопедагогики народов Крыма; создании нового научного знания, актуального для теории и практики подготовки специалистов, и на этой основе развитие научного потенциала Академии.

Оснащение аудиторий обеспечивает проведение лекционных, лабораторных и практических занятий в полном объеме, предусмотренном федеральным государственным образовательным стандартом, учебным планом и рабочими программами. Закрепление полученных в период обучения теоретических знаний осуществляется в ходе проведения коллоквиумов, практических и лабораторных работ по читаемым курсам, при выполнении курсовых проектов и работ, а также в периоды проведения практик.

На кафедре по всем курсам обучения обучаются 455 студентов. В настоящее время на кафедре обучаются 30 аспирантов.

Деятельность кафедры осуществляется по нескольким направлениям: учебно-методическая, научно-исследовательская, воспитательная работа, взаимодействие с образовательными учреждения, органами государственного управления.

Под руководством Горбуновой Н.В. профессорско-преподавательский состав кафедры принял участие в проекте «Поддержка академической мобильность работников университета на заявительной основе – ПМР», в Проектной Сессии 16-17 апреля 2015 г. (Проекты по развитию национальной культуры, национальной идентичности, гражданского патриотизма. Проект: «Полилог культур»).

Основными проектами, реализуемыми кафедрой, являются:

  • проект «ТемпусIVDIMTEGU – «Разработка и внедрение мультилингвальных образовательных программ подготовки учителей в университетах Грузии и Украины»;
  • проект «Образовательная среда Миксике: электронная копилка Миксике»;
  • проект «Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения»;
  • проект по целевому конкурсу РГНФ на 2015 год «Крым в истории, культуре и экономике России» по теме «Единое инновационное образовательное пространство как фактор профессионально-личностного развития будущих педагогов в условиях сетевого взаимодействия вузов Крыма и Кубани»;
  • проект «НОЦПЭМ (научно-образовательный центр педагогического мастерства и творчества)»;
  • инновационный пилотный проект «Лаборатория маленького исследователя»;
  • госзадание «Создание отраслевой библиографии по педагогике и народному образованию», результаты которого оформлены в Словарь-справочник по педагогике и народному образованию, справочно-библиографический каталог, указатель Интернет-ресурсов;
  • создание базовой кафедры образовательных технологий на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Международный детский центр «Артек»;
  • инициирование создания региональной инновационной площадки на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67 «Солнечный дом» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ялтинская средняя школа № 12 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;
  • проект «Реализация системы сетевого взаимодействия учреждений образования с целью формирования ментальности и культурно-патриотического воспитания в контексте интеграции Крыма в Россию» на 2017 год;
  • «ART-INT-SCHOOL («Искусственный интеллект в трансформации образования»)» (В рамках программы «Приоритет 2030»;
  • Редькина Л.И., Шушара Т.В. Интеграция и адаптация академических мигрантов из ДНР и ЛНР в российском образовательном пространстве;
  • Редькина Л.И. Шушара Т.В. Летняя школа этнопедагогики и этнокультуры «Русский Крым»; Многофункциональный центр гостеприимства и культуры народов Крыма;
  • Крымские каникулы; Всероссийского с международным участием фестиваля языков «Язык как общенациональное достояние народов Российской Федерации»; Заявка на конкурс в рамках выполнения муниципальной программы «Дополнительные меры поддержки общественных организаций муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в администрацию города Ялты на проведение Всероссийского фестиваля языков, 25-26 марта 2022 г.

Профессорско-преподавательский состав кафедры активно участвует в профориентационной работе, в конференциях ИППИиО, в разработке основных образовательных программ. Под руководством преподавателей кафедры студенты принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня, в конкурсах различного уровня, публикуют статьи.

Коллектив кафедры принимает участие в организации и работе Всероссийских научно-практических конференциях «Тенденции развития высшего образования» и «Профессионализм педагога: теория, практика перспективы», во Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студенческая практика – ключ к будущей профессии: профессиональный рост будущего профессионала», в редколлегиях научных журналов, сборников научных трудов.

Всего за время существования кафедры было издано более 40 учебников, учебных пособий и методических материалов. Под руководством доктора педагогических наук, профессора РАО Горбуновой Натальи Владимировны были подготовлены и изданы монографии «Современные тенденции дошкольного и начального образования», «Моделирование личностно-профессиональной подготовки будущего филолога», «Использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе высшей школы».

ППС кафедры принимают участие в рецензировании ВКР обучающихся ГПА, Севастопольского государственного университета и др.

Нынешняя стратегия развития кафедры связана с общим направлением модернизации современного профессионального образования – созданием оптимальных условий для развития потребностей и способностей личности будущего специалиста к самостоятельному приобретению знаний и умений, непрерывному образованию и профессиональному самообразованию. 

В перспективе развития деятельность кафедры направлена на реализацию практико-ориентированной профессиональной подготовки, дальнейшее развитие научной деятельности, обеспечивающее дальнейшую интеграцию образования и науки:

а) реализация виртуальных научно-образовательных проектов;
б) создание сети базовых образовательных учреждений кафедры для проведения опытно-экспериментальной работы;
в) проведение проблемно-проектных семинаров для экспериментальных площадок кафедры, методологических семинаров для педагогов-исследователей и соискателей кафедры;
г) развитие и оптимизация инфраструктуры научных исследований;
д) издание научных и научно-методических трудов преподавателей кафедры; публикация научных статей и научных докладов, в том числе в сборнике научных трудов кафедры общей педагогики, участие в научных конференциях и публикация тезисов докладов;
е) совершенствование организации проведения педагогической, научно-педагогической и научно-исследовательской практик студентов;
з) продолжение разработки и внедрения в учебный процесс средств компьютерной поддержки лекций по профильным дисциплинам кафедры;
и) создание электронного научно-методического журнала;

Выпускники кафедры педагогики и педагогического мастерства – высококвалифицированные конкурентоспособные специалисты, владеющие современными технологиями обучения, осуществляют учебную, учебно-методическую, воспитательную, научно-методическую, организаторскую и управленческую деятельность в школах, детских садах, лицеях, в образовательных организациях дополнительного образования детей и других образовательных учреждениях Республики Крым и за ее пределами.