Становление и развитие современной кафедры педагогики и управления учебными заведениями начинается с деятельности цикловой комиссии при Ялтинском педагогическом училище. В 1994 году одновременно с открытием Ялтинского педагогического колледжа была создана кафедра педагогики и психологии, которая обеспечивала подготовку студентов к профессиональной деятельности.
В 2002 году произошла реструктуризация кафедры и вместе с этим возникли отдельно кафедра педагогики и кафедра психологии при Крымском государственном гуманитарном институте. 2010 год ознаменовался реструктуризацией уже университета и при РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) были созданы институты. В этом же году одновременно с открытием Института педагогики, психологии и инклюзивного образования создана кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений.
В 2021 году произошло слияние кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с кафедрой педагогики и управления учебными заведениями, в следствие чего возникла кафедра педагогики и педагогического мастерства.
Заведующая кафедрой – доктор педагогических наук, профессор РАО отделения философии образования и теоретической педагогики Горбунова Наталья Владимировна.
В состав кафедры входит 15 преподавателей высокой квалификации, в их числе 1 профессор, 3 доктора и 10 кандидатов наук.
Научное направление кафедры:
«Формирование ценностных ориентаций будущих учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений в контексте повышения педагогического мастерства» (Научный руководитель д.п.н., профессор РАО Н.В. Горбунова). В работе кафедры реализуется научное направление по теме «Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения» (№1151027 075676).
Оснащение аудиторий обеспечивает проведение лекционных, лабораторных и практических занятий в полном объеме, предусмотренном федеральным государственным образовательным стандартом, учебным планом и рабочими программами. Закрепление полученных в период обучения теоретических знаний осуществляется в ходе проведения коллоквиумов, практических и лабораторных работ по читаемым курсам, при выполнении курсовых проектов и работ, а также в периоды проведения практик.
На кафедре по всем курсам обучения обучаются 455 студентов. В настоящее время на кафедре обучаются 30 аспирантов.
Деятельность кафедры осуществляется по нескольким направлениям: учебно-методическая, научно-исследовательская, воспитательная работа, взаимодействие с образовательными учреждения, органами государственного управления.
Основным проектом, реализуемым кафедрой в настоящее время, является: РНФ № 24-28-20453. Формирование активной гражданской позиции студенческой молодежи Республики Крым – реализуется 2024 – 2025 гг. Руководитель Горбунова Н.В., член рабочей группы – Иванова Е.Ю.
Профессорско-преподавательский состав кафедры активно участвует в профориентационной работе, в конференциях ИППИиО, в разработке основных образовательных программ. Под руководством преподавателей кафедры студенты принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня, в конкурсах различного уровня, публикуют статьи.
Коллектив кафедры принимает участие в организации и работе Всероссийских научно-практических конференций с международным участием «Профессионализм педагога: теория, практика перспективы», «Тенденции развития высшего образования», во Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студенческая практика – ключ к будущей профессии: профессиональный рост будущего профессионала», в редколлегиях научных журналов, сборников научных трудов.
Всего за время существования кафедры было издано более 40 учебников, учебных пособий и методических материалов. Под руководством доктора педагогических наук, профессора РАО Горбуновой Натальи Владимировны были подготовлены и изданы монографии «Современные тенденции дошкольного и начального образования», «Моделирование личностно-профессиональной подготовки будущего филолога», «Использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе высшей школы».
ППС кафедры принимают участие в рецензировании ВКР обучающихся ГПА, Севастопольского государственного университета и др.
Нынешняя стратегия развития кафедры связана с общим направлением модернизации современного профессионального образования – созданием оптимальных условий для развития потребностей и способностей личности будущего специалиста к самостоятельному приобретению знаний и умений, непрерывному образованию и профессиональному самообразованию.
В перспективе развития деятельность кафедры направлена на реализацию практико-ориентированной профессиональной подготовки, дальнейшее развитие научной деятельности, обеспечивающее дальнейшую интеграцию образования и науки:
а) реализация виртуальных научно-образовательных проектов;
б) создание сети базовых образовательных учреждений кафедры для проведения опытно-экспериментальной работы;
в) проведение проблемно-проектных семинаров для экспериментальных площадок кафедры, методологических семинаров для педагогов-исследователей и соискателей кафедры;
г) развитие и оптимизация инфраструктуры научных исследований;
д) издание научных и научно-методических трудов преподавателей кафедры; публикация научных статей и научных докладов, в том числе в сборнике научных трудов кафедры общей педагогики, участие в научных конференциях и публикация тезисов докладов;
е) совершенствование организации проведения педагогической, научно-педагогической и научно-исследовательской практик студентов;
з) продолжение разработки и внедрения в учебный процесс средств компьютерной поддержки лекций по профильным дисциплинам кафедры;
и) создание электронного научно-методического журнала;
Выпускники кафедры педагогики и педагогического мастерства – высококвалифицированные конкурентоспособные специалисты, владеющие современными технологиями обучения, осуществляют учебную, учебно-методическую, воспитательную, научно-методическую, организаторскую и управленческую деятельность в школах, детских садах, лицеях, в образовательных организациях дополнительного образования детей и других образовательных учреждениях Республики Крым и за ее пределами.