Содержание материала

В 1999 году в связи с открытием специальности «Украинский язык, литература, английский язык, зарубежная литература» создана кафедра украинской и русской филологии. С 1 сентября 2005 года кафедра реорганизована в кафедру русской филологии.
Цель работы кафедры – подготовка высококвалифицированных специалистов для системы образования Украины по специальности «Русский язык, литература. Специализация: английский язык, зарубежная литература».


Основные задачи кафедры:

  • разработка учебно-нормативной базы и научно-методического обеспечения преподавания дисциплин филологического и методического циклов;
  • формирование высокого уровня профессионального мастерства и нравственно-этической культуры профессорско-преподавательского состава кафедры;
  • обеспечение высокого научно-методического уровня преподавания дисциплин;
  • развитие художественно-образного и логического мышления студентов, воспитание высокой речевой культуры как неотъемлемой части общей культуры специалиста;
  • развитие творческих способностей студентов, их познавательных интересов, навыков самостоятельного приобретения знаний;
  • подготовка специалистов, способных решать проблемы формирования этнического самосознания, национальной культуры у новых поколений в условиях поликультурного пространства Крыма.

Профессорско-преподавательский состав кафедры представлен следующими специалистами:

Заведующая кафедрой:

  • Стряпчая Светлана Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент. Окончила с отличием филологический факультет Нежинского государственного педагогического института им. Н. В. Гоголя, аспирантуру при кафедре русского языка Киевского государственного педагогического института им. М. Горького. Область научных интересов – лексическая семантика, лингвокультурология, структурно-семантический синтаксис. Стряпчая С.А. является первым главным редактором газеты КГГИ «Гуманитарий», получившей государственную лицензию, членом редакционного совета журнала «Гуманитарные науки». За добросовестный эффективный труд Стряпчая С.А. удостоена звания «Отличник образования Украины», награждена грамотами Ученого совета КГГИ, почетными грамотами Городского головы г. Ялты, Министерства образования АРК, Почетной грамотой Совета Министров АРК, Почетной грамотой Верховного Совета АРК, Грамотой Президиума АПН Украины. Автор более 40 публикаций.

Сотрудники кафедры:

  • Гусев Виктор Андреевич — доктор филологических наук, профессор. Окончил с отличием Днепропетровский государственный институт им. 300-летия Воссоединения Украины и России, аспирантуру там же по специальности «русская литература». Автор многочисленных исследований по проблемам жанрово-стилевого развития русской литературы. Председатель специализированного совета по защите кандидатских диссертаций по русской литературе и контрастивному литературоведению в Днепропетровском государственном университете. Гусев В.А. – автор более 150 публикаций: научный статей, методических рекомендаций по изучению курса русской литературы, монографий. Работает в качестве совместителя с 1999 года. Читает ряд литературоведческих дисциплин и спецкурсов, осуществляет научное руководство выпускными квалификационными работами студентов, кандидатскими и докторскими диссертациями преподавателей университета.
  • Штейнбук Феликс Маратович —  кандидат филологических наук, доцент. Окончил с отличием Луцкий государственный педагогический институт им. Леси Украинки, аспирантуру Днепропетровского государственного университета. Штейнбук Ф.М. – призер VI Международного конкурса учителей в Международном детском центре «Артек», где позже принимал участие в проведении мастер-классов, победитель республиканского этапа Всеукраинского конкурса «Учитель года» в номинации «Зарубежная литература». Штейнбук Ф.М. активно занимается научной и научно-методической деятельностью, автор более 90 публикаций, среди которых 5 монографий (4 из них – под грифом МОНУ). Научные интересы – теория литературы, методика преподавания зарубежной литературы, междисциплинарные исследования. Работает над диссертацией на соискание учёной степени доктора филологических наук на тему «Телесный миметизм текстовых стратегий постмодернистской литературы конца XX – начала XXI веков». С момента создания историко-филологического факультета КГУ Ф.М. Штейнбук является его деканом. Исполняет обязанности заместителя главного редактора журнала «Гуманитарные науки». Награжден Почетной грамотой Верховного совета АРК, Грамотой президиума АПН Украины, награжден знаками «Отличник образования Украины», «За научные достижения».

Основные публикации :

  • Штейнбук Ф. М. Методика викладання зарубіжної літератури у школі: [навчальний посібник] / Ф. Штейнбук. – К.: Кондор, 2007. – 316 с.
  • Штейнбук Ф. М. Засади тілесного міметизму у текстових стратегіях постмодерністської літератури кінця ХХ – початку ХХІ століття: [монографія] / Ф. Штейнбук. – К.: Педагогічна преса, 2007. – 292 с.
  • Штейнбук Ф. Постмодернизм как литературный транссексуал (К вопросу о телесном миметизме текстовых стратегий) / Ф. Штейнбук // Крещатик. – 2008. – № 1. – Режим доступу до журналу: http://magazines.russ.ru/kreschatik/2008/1/shrt24.html.
  • Штейнбук Ф. М. Тілесність – мімезис – аналіз (Тілесно-міметичний метод аналізу художніх творів): [монографія] / Ф. М. Штейнбук. – К.: Знання України, 2009. – 215 с.
  • Наимова Елена Альбертовна — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры. Окончила Душанбинский государственный педагогический институт им. Т. Г. Шевченко и аспирантуру при Исследовательском центре преподавания русского языка Российской академии образования по специальности «методика преподавания русского языка». Область научных интересов – функциональная стилистика, инновационные технологии в преподавании  русского языка в общеобразовательной и высшей школе. Автор 17 публикаций.
  • Сыромля Наталья Николаевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры. Окончила Херсонский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской, аспирантуру при кафедре русского языка НПУ им. М. Драгоманова. Область научных интересов – когнитивная лингвистика, лингвокультурология. Автор более 10 публикаций.
  • Лобачёва Наталья Александровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры. Окончила Таврический национальный университет им. В.Вернадского, аспирантуру при кафедре русского языка НПУ им. М. Драгоманова. Сфера научных интересов – лексическая семантика в синхронном, диахронном и историческом аспектах. Автор более 10 публикаций. Награждена Грамотой головы г. Ялты, Ученого совета КГУ.
  • Шалюгин Геннадий Александрович — кандидат филологических наук, доцент (совместитель). Окончил Арзамасский государственный университет им. А. Гайдара, аспирантуру Московского педагогического института им. В. И. Ленина по специальности «Русская литература». Директор музея «А. П. Чехов и Украина». Член Союза писателей России, член Правления Союза писателей Крыма, член Ученого совета Республиканского краеведческого музея. Инициатор проведения международных фестивалей искусств «Дни Чехова в Ялте», организатор международных научных конференций по творчеству Чехова. Исследователь творчества А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, М. Булгакова. Автор поэтических сборников, лауреат литературных премий им. М. Волошина, им. А. Чехова, им. А. Домбровского. Автор более 300 публикаций, 5 монографий. Заслуженный работник культуры Украины. Заслуженный работник культуры Украины, почетный гражданин города Ялты.   Кавалер ордена Дружбы (Россия).
  • Люликова Анна Викторовна – ассистент кафедры. В 2007 году окончила с отличием магистратуру Крымского гуманитарного университета. В настоящее время обучается в аспирантуре по специальности «Русская литература». Тема диссертации –  «Поэтика хронотопа в дилогии И. Ильфа и Е. Петрова» (научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Штейнбук Ф.М.). Сфера научных интересов – литературный процесс 20 – 30-х годов XX столетия. Автор 5 публикаций. За педагогическую и общественную деятельность Люликова А. В. награждена грамотой Ученого совета КГУ.
  • Иёщенко Александра Николаевна – ассистент кафедры. В 2009 году окончила с отличием магистратуру Крымского гуманитарного университета. Будучи студенткой КГУ, являлась стипендиатом Совета Министров АРК, награждена Грамотой Министра образования Украины.

Кафедра русской филологии является выпускающей по специальности «Русский язык и литература (специализация: английский язык, зарубежная литература)». Готовит специалистов всех образовательных уровней:

  • 6.010100 – бакалавр;
  • 7.010103 – специалист;
  • 8.010103 – магистр.

Квалификация: учитель русского языка и литературы, английского языка, зарубежной литературы; преподаватель русского языка.
Сфера деятельности выпускников: общеобразовательная школа, школа нового типа (лицей, гимназия, коллегиум), учебные заведения I – II уровней аккредитации (училище, техникум, колледж), учебные заведения III – IV уровней аккредитации (институты, университеты).

Основные дисциплины кафедры:

Дисциплины литературоведческого цикла

  • теория литературы;
  • введение в литературоведение;
  • фольклор;
  • история русской литературы;
  • детская литература.

Дисциплины лингвистического цикла

  • общее языкознание;
  • введение в языкознание;
  • современный русский литературный язык;
  • старославянский язык;
  • диалектология;
  • основы лингвистических исследований;
  • историческая грамматика;
  • история русского литературного языка;
  • стилистика;
  • культура речи;
  • лингвистический анализ текста;
  • риторика;
  • практикум по русскому языку.

Дисциплины методического цикла:

  • методика преподавания русского языка в начальных классах;
  • методика преподавания русского языка в средней школе;
  • методика преподавания литературы в средней школе;
  • методика преподавания русского языка в высшей школе.

Курируемые специальности:

  • «Дошкольное воспитание».
  • «Начальное обучение».
  • «Украинский язык, украинская литература, английский язык, зарубежная литература».
  • «Украинский язык, украинская и зарубежная литература».
  • «Русский язык, английский язык, зарубежная литература».
  • «Английский язык, французский язык, зарубежная литература».

Тематика научно-методического семинара кафедры

  • Развитие политической лингвистики в постсоветский период (доцент С.А. Стряпчая)
  • Телесно-миметический метод анализа художественных произведений (доцент Ф.М. Штейнбук)
  • Интеграция курсов исторической грамматики русского языка, фонетики и морфологии в школьном изучении (доцент Н.А. Лобачева)
  • Символ как поэтическое средство (к проблеме анализа языка художественного произведения) (доцент Н.Н. Сыромля)
  • Имитационные и деловые игры как средство профессиональной подготовки учителей-словесников (старший преподаватель Е.А. Наимова).

Тематика курсовых работ студентов

  • Лексика статического портрета героя художественного произведения
  • Фразеологизмы-антропонимы в русской этнокультуре
  • Концепт «дом» в русской фразеологической системе
  • Слова-агнонимы в газетной речи
  • Автор биографический и автор художественный в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина
  • Поэтическая мифологизация образов в романе Ф.М. Достоевского «Бесы»
  • Концепты художественного мира М.Ю. Лермонтова
  • Диалектная лексика в языке художественной литературы
  • Функциональные вариативные ряды языковых средств
  • Атрибутивные конструкции в компонентом, содержащим сему «человек» в поэзии А.С. Пушкина
  • Языковые средства выражения поведения в русском языке
  • Фразеологизмы с ключевым словом «душа» как экспоненты культурной информации в русском языке
  • Природа в художественной философии А.П. Чехова
  • Крымские реалии в пьесе А.П. Чехова «Три сестры»
  • Старославянизмы в художественных текстах писателей 19 в.
  • Устаревшая лексика в произведениях русских писателей 20 в.

Тематика выпускных работ студентов образовательных уровней «бакалавр», «специалист», «магистр»

  • Фразеологический пласт романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: проблемы теории и практики изучения языка писателя
  • Прагматический потенциал фразеологизмов-синонимов: опыт школьного изучения
  • Прилагательные-колоративы в русской поэзии 19 века: опыт интегрированных уроков русской словесности
  • Феноменология реминисценций в модернистской литературе (на примере романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
  • Онтологический характер мотивов в творчестве Б. Пильняка
  • Лингводидактические основы изучения неологизмов на факультативных занятиях по русскому языку
  • Функциональный аспект изучения прилагательных в творчестве С. Есенина
  • Культуроведческий аспект изучения окказионализмов в хрестоматийных художественных произведениях
  • Лексика агрессии: формирование эстетического отношения школьников к языку и речи
  • Чехов и Украина: личные и творческие связи
  • Образный мир романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и его изучение в курсе зарубежной литературы средней школы
  • Художественный мир Ф.М. Достоевского: изучение функции детали в романе «Преступление и наказание» на уроках литературы
  • Новаторство драматургии А.П. Чехова (к проблеме изучения пьес в курсе зарубежной литературы)
  • Интегративный подход к изучению коннотативных средств языка в школьном курсе словесности
  • Историческая лексикология как средство формирования языковой картины мира школьника
  • Лексические синонимы в художественном дискурсе (на примере текстов школьного курса литературы)
  • Вклад Лескова в развитие малых эпических жанров: реализация межпредметных связей на уроках литературы
  • Важнейшие темы в лирике И. Бродского и их изучение на уроках зарубежной литературы
  • Мотивный комплекс в поэтике романов В. Пелевина
  • Расширение культуроведческой и лингвистической компетенции учащихся на основе изучения лексико-семантических групп номинативов
  • Крым в биографии и творчестве А.С. Пушкина (проблемы изучения в курсе зарубежной литературы средней школы)
  • Жанровый универсализм А.И. Домбровского (исторические романы и произведения для детей и юношества)
  • Культуроведческий аспект изучения речевого этикета на уроках  развития речи
  • Русская проза и поэзия Украины в школьном курсе зарубежной литературы (9 класс)
  • Традиции философской лирики Ф.И. Тютчева в русской классической литературе в школьном изучении
  • Функционально-стилистический аспект изучения прилагательных в творчестве С. Есенина
  • Адъективные колоративы в поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
  • Лингвокультуроведческий аспект фразеологии романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: опыт школьного изучения
  • Обогащение словаря учащихся фразеологизмами-синонимами в элективном и факультативном курсах русского языка
  • Репрезентация неавторского слова в русской постмодернистской литературе
  • Онтология сатиры в художественном мире М. Зощенко
  • Индивидуально-авторские неологизмы на факультативных занятиях по лексикологии в русле инновационных технологий
  • Изучение творчества А. П.Чехова в контексте литературного краеведения.
  • Жанрово-стилевые особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и его изучение в курсе зарубежной литературы
  • Художественный мир романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и его изучение на уроках литературы в школе
  • Черты новаторства в пьесах
  • А.П. Чехова «Три сестры» и «Вишнёвый сад» (к проблеме изучения пьес в курсе зарубежной литературы)
  • Аллюзивный характер сатиры в творчестве русских писателей начала ХХ века.
  • Реализация внутрипредметных и межпредметных  связей при изучении прямой речи в школьном курсе русского языка
  • Языковая коннотация в идиостиле писателя (на примере хрестоматийного курса русской литературы)
  • Типология, коннотация, стилистическая дифференциация лексических синонимов: проблемы теории и практики
  • Малые эпические жанры Лескова и их изучение в курсе истории русской литературы в высшей школе
  • Образы образов в творчестве В. Пелевина
  • Крымские мотивы в творчестве
  • А.С. Пушкина: проблемы преемственности в курсе  литературы средней и высшей школы.

Научные кружки, проблемные группы кафедры

«Лексическая семантика (к описанию языковой картины мира)»–канд. фил. наук, доцент Стряпчая С.А.
Целью работы проблемной группы является изучение проблем современного языкознания, связанных с отражением языковой картины мира на лексическом уровне русского языка: отражение личности и общества в лексико-семантической системе языка, интерпретация языковой картины мира писателя, отражение русского национального менталитета во фразеологии.
В деятельности проблемной группы реализуется когнитивный подход к языку, переключающий внимание и интересы исследователя с объекта познания на его субъект – человека как носителя определенного опыта и знаний, так как именно говорящему субъекту приписывается активная роль в формировании значений языковых единиц, в выборе языковых средств для описания той или иной ситуации. Рассматриваются также методические аспекты изучения языковой картины мира. Реализация антропоцентрического подхода к языковому материалу способствует активизации мышления студентов, углублению их представлений о языке как о живом организме, способном изменяться и влиять на человеческое общество.

«Инновационные технологии обучения русскому языку»–канд. пед. наук Наимова Е.А.
Основная цель кружка «Инновационные технологии обучения русскому языку» - не только познакомить  студентов-филологов  с содержанием современных методик обучения русскому языку, но и глубже изучить классическую  (сознательно-практическую с обязательным изучением структуры языка) методику, которая до сих пор сохраняет ведущие позиции в преподавании русского языка, несмотря на многочисленные новации последних лет.
Кружок поможет студентам в выборе методов обучения, а также вооружит их новейшими технологиями в плане профессиональной подготовки.
Знакомство студентов с коммуникативной методикой позволит им сделать акцент в работе на речевую деятельность, научит моделировать ситуации речевого общения. Интенсивная методика откроет возможности психологических резервов личности; игровая методика позволит применять ролевые игры с использованием средств наглядности в 5-6 классах; интерактивная методика введет в мир компьютерных технологий и видеозаписей; знакомство с лингвокультуроведческим аспектом  изучения языка обеспечит формирование русской языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом.

«Нарративные стратегии в современной русской литературе»-канд. фил. наук, доцент Штейнбук Ф.М.
В современном литературоведении вопросы нарратологии являются чрезвычайно актуальными и перспективными. В этой связи работа научного студенческого кружка охватывает широкий круг проблем, связанных с данной проблематикой, что позволяет, с одной стороны, обеспечить эффективное исследование художественных текстов в жанре студенческих научных работ, а, с другой стороны, повысить уровень профессиональной подготовки студентов.

«Историческая лексикология русского языка»-кандидат филологических наук Лобачева Н.А.
Основная цель кружка – расширить представление студентов об истории слова, об аспектах его изучения, что способствует более глубокому и осознанному усвоению материала дисциплин историко-лингвистического цикла.
Кружок содействует студентам в осуществлении исторического подхода к изучению русского языка как целостной системы, в которой явления фонетики, грамматики и лексики находятся в тесной связи; а также представить язык как общественное явление, развивающееся и изменяющееся в тесной связи с историей общества, вскрыть причинно-следственные связи в кругу языковых явлений, показать системный характер происходящих в языке изменений.

«Лингвокультурный аспект изучения русского языка»–канд. филол. наук, доцент Сыромля Н.Н.
Лингвистика ХХI века активно разрабатывает направление, в котором язык изучается как культурный код нации. Язык анализируется как путь, по которому ми проникаем не только в современную ментальность нации, но и мировидение древних времен.
Планируемый результат работы научного кружка – расширение научного кругозора студентов, подготовка выступлений на конференциях, публикация статей.

Студенческие конференции и публикации

Аннотация заседания секции русской филологии «Совершенствование подготовки студента-филолога в условиях поликультурного региона» на XІ Неделе науки КГУ «Профессиональная подготовка будущего специалиста: проблемы теории и практики» (г. Ялта, 3-4 апреля 2009 г.)
На пленарном заседании был представлен доклад Гвоздевой Н (61 Р гр.) «Динамика неозаимствований в социальном дискурсе». На заседании секции было представлено 24 доклада из 26 заявленных на конференцию. Тематика докладов соответствовала направлению работы проблемных групп и научных кружков кафедры. Выступающие (студенты 2-6 курсов) свободно излагали основные положения докладов, вели конструктивный диалог с аудиторией. В дискуссии участвовали также научные руководители кружков и групп.
Жюри в составе С.А. Стряпчей, Н.Н. Сыромля, Е.А. Наимовой, А.В. Люликовой определило лучшие выступления, руководствуясь следующими критериями: актуальность темы, свобода изложения материала, соответствие изложения научному стилю, умение вступать в конструктивный диалог с аудиторией, ораторское мастерство. В результате лучшими признаны выступления следующих студентов, рекомендуемых к награждению ректоратом КГУ:
1 место – Белых Светлана Викторовна (51 РА группа);
2 место – Жирякова Юлия Павловна (31 РА группа);
3 место – Жукова Ирина Сергеевна (41 РА группа).
Жюри по согласованию с деканатом историко-филологического факультета учредило дополнительно от имени факультета 3 диплома:
1 место – Цмаколенко Юлия Владимировна (41 РА группа);
2 место – Комарова Ольга Юрьевна (31 РА группа);
3 место – Бывшев Владимир Федорович (41 РА группа).

Аннотация  заседания секции русской филологии на Международной студенческой конференции “Студенческая практика – ключ к будущей профессии» (г. Ялта, 22-24 октября 2009 г.).
На пленарном заседании был представлен доклад Скрипниковой А. (31 РА гр.) «Дом всему голова (Русские пословицы и поговорки с концептом «дом» в курсе русского языка)». На заседании секции было представлено 13 докладов студентов 3-6 курсов специальности «Русский язык», в которых отражались актуальные проблемы современной лингводидактики и преподавания курса литературы в общеобразовательной школе. Выступающие ссылались на опыт, приобретенный во время прохождения педагогической практики в общеобразовательных школах и вузе.
В результате анализа содержания докладов и участия студентов в дискуссии к награждению были представлены следующие студенты:
- дипломы І степени: Скрипникова А. (31 РА), Федотова Е. (51 РА);
- дипломы ІІ степени: Петухова Я. (31 РА гр.), Черепанова А. (41 РА гр.);
- дипломы ІІІ степени: Матешко Е. (61 Р гр.), Кудринская Ю. (61 Р гр.), Носов И. (61 Р гр.).

Конкурсные работы студентов

Конкурсная работа Екимовой Ирины Александровны, студентки 5 курса, на тему «Специфика лексики молодёжных журналов» – ІІ место на Всеукраинском конкурсе студенческих научных работ по русскому языку (научный руководитель – к.ф.н., доцент Стряпчая С.А.)
Конкурсну роботу присвячено надзвичайно актуальній проблемі, яка виходить за межі власне лінгвістичних досліджень. Масове проникнення жаргонної лексики і, в першу чергу, молодіжного сленгу в мову сучасних засобів масової інформації привертає увагу не тільки вчених –мовознавців, вчителів-словесників, але і всіх освічених членів суспільства, які виступають за збереження мовленнєвої культури, норм літературної мови.
Мета наукової роботи – дослідження функціонування сленгової лексики у молодіжному публіцистичному дискурсі – визначила низку конкретних задач, найважливішими з яких є такі: виявити основні особливості лексики молодіжних видань, проаналізувати доцільність використання сленгу у російськомовних  ЗМІ, визначити місце сленгової лексики у сучасному публіцистичному дискурсі.
Робота складається з чітко структурованого плану, вступу, двох розділів, висновків; завершує дослідження список використаної літератури з 26 джерел.
У даній роботі сленг як мовний і соціальний феномен проаналізовано у декількох аспектах, в результаті чого проблема його використання в так званих модних молодіжних журналах досліджується глибоко та багатосторонньо.
Визначено як власне мовні, так і екстралінгвістичні причини проникнення сленгізмів у друковані видання, проаналізовано дві групи молодіжних видань, у мовну політику яких входить використання в публікаціях різних жанрів лексики молодіжного субстандарту.
У роботі приділяється увага питанням мовленнєвої культури, що є природнім на фоні загальної сленгізації молодіжних видань.

Конкурсная работа Завитаевой Ирины Юрьевны на тему: «Ґендерна детермінація образів головних персонажів у сучасній українській жіночій прозі (на прикладі творів О. Забужко „Польові дослідження з українського сексу”, С. Пиркало „Зелена Маргарита”, С. Андрухович „Жінки їхніх чоловіків”)» - ІІІ место на Всеукраинском конкурсе студенческих научных работ по русской литературе (научный руководитель – к.ф.н., доцент Штейнбук Ф.М.).
Ґендерна проблематика – це той напрямок у сучасному літературознавстві, який займає у ньому одне з чільних місць. Це зумовлюється, з одного боку, кардинальними змінами, яких зазнали у другій половині ХХ століття соціокультурні умови життя багатьох країн світу, в тому числі і України. А, з іншого боку, застосування ґендерного підходу в аналітичних практиках літературознавців виявилося надзвичайно продуктивним та змістовним, особливо якщо мати на увазі постмодерністську специфіку сучасної літератури. Відтак актуальність даної роботи, у якій об’єктом дослідження обрано постмодерністські твори, а предметом – ґендерну проблематику, є очевидною.
Мета дослідження у тому, аби дослідити ґендерну детермінацію образів головних персонажів у сучасній українській жіночій прозі (на прикладі творів О. Забужко „Польові дослідження з українського сексу”, С. Пиркало „Зелена Маргарита”, С. Андрухович „Жінки їхніх чоловіків”)
Реалізація поставленої мети передбачає розв’язання таких завдань:
1)з’ясувати місце та роль ґендерних стереотипів у сучасній українській жіночій прозі;
2)знайти спільне та відмінне у трактуванні ґендерного аспекту у творах О. Забужко, С. Пиркало, С. Андрухович;
3)визначити роль тілесності як ключового фактору ставлення до себе і до світу у сучасній українській жіночій прозі;
4)розглянути особливості змалювання авторами-жінками еротики як психологічного аспекту сексуальності;
5)простежити процеси ґендерної ідентифікації головних персонажів та випадки її порушення.
Одним із провідних методів, який застосовано у дослідженні, є герменевтичний метод. Оскільки об’єктом нашого дослідження було обрано твори О. Забужко „Польові дослідження з українського сексу”, С. Андрухович „Жінки їхніх чоловіків” та С. Пиркало „Зелена Маргарита”, абсолютно логічним є звернення до зіставного та компаративного методів. У роботі також використано психоаналітичний метод, який дає змогу окреслити деякі особливості ґендерної ідентифікації головних персонажів та випадки її порушення у творчості О. Забужко, С. Пиркало та С. Андрухович крізь призму психосексуальних підвалин людської підсвідомості.
Обсяг роботи становить тридцять сторінок; вона складається зі вступу, трьох розділів, висновків та списку використаної літератури, який налічує двадцять п’ять позицій.

Конкурсная работа Гвоздевой Натальи Владимировны, студентки 6 курса, на тему «Динамика неозаимствований в социальном дискурсе» - ІІ место на Всеукраинском конкурсе студенческих научных работ в отрасли «Русский язык и литература» (научный руководитель – к.ф.н., доцент Стряпчая С.А.)
Конкурсная работа посвящена чрезвычайно актуальной проблеме – динамике проникновения лексических заимствований в социальный дискурс в эпоху глобализации. На рубеже 20 и 21 вв. наибольший приток заимствований отмечен в области социально значимой лексики.
Цель работы – попытка классификации новой заимствованной общественно политической лексики языка современных центральных и региональных (крымских) СМИ. Студентка исследует 180 лексем социального дискурса, дифферинцируя данную ЛСГ на 6 подгрупп, важнейшими из которых являются наименования политических партий, движений, идеологических течений и их членов; терминология электоральных и смежных технологий; термины права, экономические, технические, социологические и психологические термины, употребляемые в социальном дискурсе.
Работа состоит из четко структурированного плана, введения, двух разделов, выводов. Список использованной литературы составляет 34 наименования новейших источников.
В конкурсной работе современные процессы заимствования рассматриваются в сопоставлении с процессами предшествующих этапов языкового развития, что позволяет говорить о соотношении внутриязыковых и экстралингвистических факторов в определенные периоды развития языка, проследить динамику этого процесса. Фактический материал строго выверен по различным лексикографическим источникам, подтвержден множественными употреблениями в языке современных СМИ.
Теоретическая составляющая конкурсной работы свидетельствует о достаточно глубоких знаниях студентки в области теории дискурса, о свободном ориентировании в проблемах современной лексикологии. Методы исследования соответствуют его цели и задачам. Исследовав динамику отражения заимствований на синхронном срезе, студентка осуществила статистическую обработку полученных данных. Язык изложения соответствует требованиям научного стиля.

Конкурсная работа Завитаевой Ирины Юрьевны под шифром «Запах» – ІІІ место на Всеукраинском конкурсе студенческих научных работ по русской литературе (научный руководитель – к.ф.н., доцент Штейнбук Ф.М.).
На сучасному етапі розвитку літературознавства питання тілесності посідає одне з чільних місць. Однак варто зазначити, що у рамках цієї проблематики ще й досі залишається значна кількість недосліджених аспектів. Зокрема, одним з таких аспектів є питання вивчення особливостей функціонування тієї складової постмодерністської літератури, авторами якої є жінки. На нашу думку, одними з найяскравіших представниць сучасної української жіночої прози є Оксана Забужко та Софія Андрухович.
Активна теоретична розробка питань, пов’язаних з поняттям тілесності, призвела до ідентифікації окремих домінант. Одну з таких домінант становлять органічні феномени, які є своєрідними елементами загальної тілесної системи. Органічні феномени тіла є надзвичайно різноманітними за своїм змістовим наповненням, що підтверджується активним використанням останніх у постмодерністській літературі. Відтак актуальність даної роботи полягає у тому, що в ній зроблено спробу розглянути художні тексти крізь призму такого органічного феномену тіла, як запах, та ґрунтовно проаналізувати його амбівалентний характер у творах О. Забужко та С. Андрухович.
Мета дослідження полягає у цілісному, багатоаспектному аналізі амбівалентного характеру органічного феномену запаху у творах Софії Андрухович „Старі люди”, „Сьомга” та Оксани Забужко „Польові дослідження з українського сексу”.
Реалізація поставленої мети передбачає розв’язання таких завдань:
1)сучасної української жіночої літератури.
Одним із провідних методів, який застосовано у дослідженні, є герменевтичний метод. Зазначений метод передбачає віднайдення та розгляд багатоманітних сенсів, закладених у творах, а також виявлення нових. Оскільки об’єктом дослідження було обрано твори О. Забужко „Польові дослідження з українського сексу” та С. Андрухович „Сьомга”, „Старі люди”, то абсолютно логічним є звернення до зіставного та компаративного методів. У роботі також застосовано психоаналітичний метод, який дає змогу окреслити деякі особливості зображення амбівалентного характеру органічних феноменів у творчості О. Забужко та С. Андрухович крізь призму психосексуальних підвалин людської підсвідомості.
Обсяг роботи становить тридцять одну сторінку; вона складається зі вступу, двох розділів, висновків та списку використаних джерел, який налічує двадцять вісім позицій.

Лексика статического портрета героя художественного произведения

Фразеологизмы-антропонимы в русской этнокультуре

Концепт «дом» в русской фразеологической системе

Слова-агнонимы в газетной речи

Автор биографический и автор художественный в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина

Поэтическая мифологизация образов в романе Ф.М. Достоевского «Бесы»

Концепты художественного мира М.Ю. Лермонтова

Диалектная лексика в языке художественной литературы

Функциональные вариативные ряды языковых средств

Атрибутивные конструкции в компонентом, содержащим сему «человек» в поэзии А.С. Пушкина

Языковые средства выражения поведения в русском языке

Фразеологизмы с ключевым словом «душа» как экспоненты культурной информации в русском языке

Природа в художественной философии А.П. Чехова

Крымские реалии в пьесе А.П. Чехова «Три сестры»

Старославянизмы в художественных текстах писателей 19 в.

Устаревшая лексика в произведениях русских писателей 20 в.

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал):
Адрес: Россия, 298635, РК, г. Ялта, ул. Севастопольская, 2-А
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО
"Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского" в г. Ялте
Дата создания образовательной организации: 08.09.1944 г.
Учредитель: Министерство образования и наук Российской Федерации
Режим и график работы: пн.-пт. с 9.00 до 17.00
тел/факс: +7 (3654) 23-63-13
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Факультет искусств:
Адрес: 
Россия, 298635, РК, г. Ялта, ул. Гоголя/Заречная, 10/3
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Факультет туризма и гостеприимства:
Адрес: Россия, 298635, РК, г. Ялта, ул. Халтурина, 14 
тел/факс: +7 (3654)-27-34-80
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования:
Адрес:
 Россия, РК, пгт. Массандра, ул. Стахановская, 11 
тел/факс:
+7 (3654)35-21-32 
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Экономико-гуманитарный колледж:
Адрес: Россия, РК, 298600, г. Ялта, ул. Гоголя/Заречная, 10/3
тел/факс:
+7 (3654) 23-63-13
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации