27 марта 2018 года в Санкт-Петербургском государственном университете прошла конференция Ассоциации ведущих университетов «Преподавание педагогики в ведущих университетах: лучшие практики, тенденции, проблемы». В рамках конференции, организованной Ассоциацией ведущих университетов, представители вузов со всей России обсудили комплексную модернизацию педагогического образования в стране. От Крымского федерального университета на конференцию был делегирован доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник образования, почётный гражданин г. Ялты, директор Гуманитарно-педагогической академии Александр Владимирович Глузман, который также выступил с докладом.
Открывая мероприятие, ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев поблагодарил коллег за готовность объединить усилия для поиска новых решений по подготовке будущих педагогов.
Из выступлений докладчиков стало понятно, что преподавание педагогики как ведущей дисциплины в системе педагогического образования находится в глубоком кризисе не только в самом университете, но и во многих вузах страны.
«Основная задача, стоящая сегодня перед российской педагогикой, — это подготовка социально активных и ответственных специалистов. Чтобы быть действительным членом профессионального цеха (юристов, медиков, журналистов, педагогов и т. д.), нужно не только обладать знаниями и компетенциями, перечисленными в профессиональном стандарте, но и на деле разделять его базовые принципы — это важнейшее условие для получения диплома о высшем образовании», — отметил Н.М. Кропачев. Также ректор СПбГУ призвал уделить особое внимание формированию у будущих педагогов коммуникативных компетенций и обеспечению владения русским языком как государственным — с учетом требований к его использованию, а также разнообразия форм и стилей.
Дискуссии, организованные вокруг программ, модулей, компетенций, необходимых будущим врачам, инженерам при изучении педагогики, показали отсутствие понимания истинных проблем подготовки школьных учителей.
Как отметили большинство выступающих, педагогу ХХI века следует быть фасилитатором, то есть человеком, облегчающим проявление инициативы и личностное взаимодействие обучаемых, содействующим процессу их личностного развития: феномен фасилитации возникает только в том случае, если педагог является авторитетным, референтным, признанным. В новых условиях – условиях трансформации общества, школы, личности ученика и личности учителя – нужна новая педагогика, педагогика, интегрированная с образовательной практикой, педагогика, способная к трансформации и быстрому обновлению.