8-10 июня 2023 года на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Наставничество в науке: история, современность» приуроченная к Году Педагога и Наставника.
Традиционная Конференция проводится с совместно с Федеральным научно-исследовательским социологическим центром РАН, Институтом демографических исследований, Отделением общественных наук РАН, Научным советом «Демографические и миграционные проблемы России», Федеральным учебно-методическим объединением по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Социология и социальная работа» и при информационной поддержке научно-практического журнала Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ): Серия: Социально-экономические науки.
8 июня в рамках Конференции состоялось заседание научного совета «Демографические и миграционные проблемы России» отделения общественных наук РАН модератором, которого являлась Ростовская Тамара Керимовна, доктор социологических наук, профессор, заместитель председателя Научного совета. На заседании научного совета обсуждались вопросы: наставничества как института профессионального становления молодых демографов и наставничество в личностно-профессиональном становлении педагога.
9 июня состоялось торжественное открытие Всероссийской научно-практической конференции «Наставничество в науке: история, современность» приуроченная к Году Педагога и Наставника, с приветственным словом выступила Ростовская Тамара Керимовна, заместитель директора по научной работе, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, заместитель председателя Научного совета «Демографические и миграционные проблемы России» Отделения общественных наук РАН, доктор социологических наук, профессор и Горбунова Наталья Владимировна, Директор Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялте, доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО.
С пожеланием продуктивной и творческой работы к участникам Конференции обратились: Узунов Владимир Владимирович, Директор Крымского филиала ФНИСЦ РАН, доктор политических наук, Республика Крым; Коченов Андрей Юрьевич, Председатель Правления Всероссийского общественного движения «Отцы России», заместитель Председателя Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в социальной сфере при Вице-спикере ГД РФ А.Ю Кузнецовой; Воденко Константин Викторович, Главный редактор журнала «Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки», доктор философских наук, профессор, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова.
Во Всероссийской научно-практической конференции «Наставничество в науке: история, современность» приняли участие свыше 100 специалистов, представителей государственной власти, представителей различных ведомств, педагогов, наставников, обучающихся.
В рамках конференции были представлены значимые доклады, которые всесторонне осветили проблему Педагога и Наставника: Наставничество и социальное служение Академика Д.С. Лихачева; Модели наставничества в современной системе образования; Опыт научного наставничества академических ученых; Развитие системы наставничества в Крымском гуманитарном университете: системный опыт; Потенциальная модель научного наставничества в высшей школе; Наставничество в инклюзивном высшем образовании: реалии и перспективы; Академическое лидерство в образовательном пространстве современной России; Роль социально-политического наставничества в российском обществе в современную эпоху постправды; Вклад Л.Н. Когана в социологическую Эпистемологию; Академическая социализация начинающих и молодых учёных (на примере центра семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан); Портрет научного наставника глазами его учеников (памяти И.А. Ильяевой); Роль наставника в научной деятельности молодого ученого; Наставничество как основа научной школы Н.А. Аитова; Особенности наставничества в контексте современных условий функционирования и развития системы образования; Наставничество и менторинг, как эффективный инструмент развития кадрового потенциала в музейной сфере; Результаты взаимодействия в различных видах наставничества в образовательной организации; Психологические аспекты наставничества; Наставничество в России: история и современность; Применение интерперсональных психоаналитических техник в наставничетве обучающихся.
В Год Педагога и Наставника Всероссийская научно-практическая конференция «Наставничество в науке: история, современность» представилась важнейшим мероприятием, согласно резолюции участников – наставник, это не просто помощник, это значимая личность, которая, вносит неоценимый вклад в профессиональное и личностное становление молодого специалиста, это взаимоотношения, которые сложно формализовать, в связи с этим, проблеме наставничества необходимо уделять всестороннее повышенное внимание. Молодой специалист – это основа нашего успешного будущего.