Здание 1 корпуса Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте
Гуманитарно-педагогическая академия – уникальное и единственное высшее образовательное учреждение гуманитарного профиля на Южном берегу Крыма, образовательный, научный и культурный центр.
Директор академии, доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО отделения философии образования и теоретической педагогики Горбунова Наталья Владимировна. «Primus inter pares» (с лат. «Первый среди равных»), – на протяжении десяти лет гласит официальный девиз академии, который предопределяет линию постоянного развития.
Создание и развитие Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И Вернадского» в г. Ялте является ответом на актуальные социально - экономические вопросы, требующие консолидации интеллектуальных, человеческих ресурсов для решения задач устойчивого развития образовательной, социальной и культурной среды Южного берега Крыма.
За 75 лет своего существования образовательное учреждение прошло поразительный по объему решаемых задач путь – от педагогического училища с тремя специальностями до современной академии, осуществляющей подготовку будущих специалистов по 52 направлениям и 84 образовательным программам: педагогические науки и образование; психология, математика, социальная педагогика, начальное и дошкольное образование, адаптивная физкультура, филология (русская и иностранная); языкознание; философия, история, музыка, изобразительное искусство и дизайн, экономика, банковское дело, туристический бизнес, менеджмент, информатика и др.
Ведущими учёными на базе академии основаны научные школы, такие как: Профессионального образования – академика, доктора педагогических наук, профессора А.В.Глузмана; Этнопедагогики и этнокультуры – доктора педагогических наук, профессора Л. И. Редькиной; Педагогического мастерства и творчества – доктора педагогических наук, профессора Н.В. Горбуновой. Академия тесно сотрудничает с Российской академией образования. По инициативе академии на базе ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И Вернадского» был создан Крымский региональный научный центр РАО.
Ежегодно проводятся совместные научно-практические конференции, ведущие учёные - члены РАО в качестве лекторов и организаторов мастер-классов принимают активное участие в Летней школе аспирантов, дают открытые лекции для преподавателей и обучающихся академии. Преподаватель академии доктор педагогических наук, профессор Горбунова Н.В. в 2015 году получила почётное звание «Профессор РАО».
Ежегодно издаётся 15-20 монографий, более 30 учебников и учебных пособий, более 400 научных статей. ППС представлен 24 докторами наук и 130 кандидатами наук.
На базе академии созданы постоянно действующей площадки научного, межкультурного, межнационального, межконфессионального диалога. Ежегодно на базе академии проходит свыше 30 научно-практических конференций и семинаров по актуальным вопросам образования, методике преподавания, по подготовке конкурентноспособных специалистов, инновационным технологиям в образовании и др.
Академия издаёт два специализированных издания по педагогике и психологии (входят в Перечень журналов ВАК РФ): научный журнал «Гуманитарные науки», сборник научных трудов «Проблемы современного педагогического образования».
В 2015 году на базе академии создано Региональное отделение Ассамблеи народов России (руководитель Глузман А.В.). Комплексные исследования в области этнокультуры и этнопедагогики позволяют сформировать в регионе современный кластер межнационального согласия и обеспечить высокий уровень межнационального и межконфессионального взаимодействия. Сотрудниками отделения и НИЦ этнопедагогики и этнокультуры (руководитель доктор педагогических наук, профессор Редькина Л.И.) осуществляется разработка механизмов межнационального взаимопонимания с акцентом на научную разработку продуктивных сценариев межэтнических, межконфессиональных и межкультурных отношений в Крыму, изучение проблем межкультурной конфликтологии и этнодемографии.
Важное направление деятельности академии - определение организационных, содержательных и технологических основ создания системы обеспечения доступности высшего образования для граждан с ограниченными возможностями здоровья посредством взаимодействия образовательных учреждений, сообщества работодателей и некоммерческих организаций инвалидов. На базе академии функционирует Региональный центр высшего образования инвалидов, который возглавляет доктор педагогических наук Богинская Юлия Валерьевна.
Сотрудниками центра разрабатываются стратегические и тактические решения по обеспечению высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе обобщения и анализа результатов научно-теоретических, научно-экспериментальных исследований ученых, педагогического опыта, накопленного в Крыму и других регионах Российской Федерации. Осуществляется реализация мероприятий по установлению баланса между специальными образовательными потребностями и запросами на высшее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, заинтересованностью государства в эффективном включении данной социальной группы в профессионально-трудовую деятельность в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями, потребностями, реабилитационным потенциалом и трудовым прогнозом, и требованиями работодателей на подготовку специалистов по наиболее востребованными на рынке труда профессиям/ специальностям. Центр является руководителем ряда проектов по данному направлению:
- Разработка и внедрение системы реабилитации студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде Республики Крым (госзадание Минобрнауки РФ № 115052150078).
- Осуществляется деятельность по реализации проекта (оказание услуг) для государственных нужд Министерство образования и науки Российской Федерации) «Разработка и внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по областям образования «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки» и «Гуманитарные науки» (уровень бакалавриата)» Приказ № 1021 от 20.10.2017 г. (рук-ль: Богинская Ю.В..
- Получено финансирование и осуществляется НИОКР по государственному заданию Минобрнауки РФ (рук-ль: Богинская Ю.В.) «Создание ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» РУМЦ (Приказ № 988 от 10.11.2017).
- Институт инклюзивного образования по Программе развития «КФУ им. В.И. Вернадского»;
- Разработка и реализация сетевой образовательной магистерской программы «Практическая психология образования» (по Программе развития «КФУ им. В.И. Вернадского».
- Разработка и внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (госконтракт Минобрнауки РФ) и др.
Особую роль имеет создание системы инклюзивного образования для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т.ч. посредством внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Сотрудниками академии уже многое сделано для достижения поставленной цели. Осуществление деятельности по реабилитации студентов с инвалидностью проходит в тесном сотрудничестве с 20 научно-исследовательскими организациями и реабилитационными учреждениями.
Во многом благодаря культурно-просветительской деятельности академии Ялта превратилась в летнюю музыкальную столицу Крыма. Гуманитарно-педагогическая академия является учредителем, организатором и неизменным участником масштабных мероприятий: международного фестиваля-конкурса «Крымская весна», фестивалей эстрадного и фольклорного искусства, камерных хоровых коллективов, конкурсов вокалистов и музыкантов-исполнителей и, наконец, международного форума классической музыки «Звезды планеты», участником которого за последние 10 лет стали более 3000 исполнителей из 60 стран мира. Гуманитарно-педагогическая академия активно участвует в формировании и поддержании культурно-нравственной среды Южнобережья, организует патриотические мероприятия, многочисленные выставки живописи и декоративно-прикладного искусства, проводит праздничные концерты для жителей и гостей города, гостеприимно распахивает двери своих музеев.
Академия тесно сотрудничает с Российской академией художеств (в 2015 г. подписано Соглашение о сотрудничестве с Президентом РАХ Церетели З.К.). Осуществляется академическая мобильность – академики РАХ читают лекции и проводят мастер-классы для преподавателей и обучающихся академии по направлению подготовки «Искусство». Организовываются совместные пленеры. Обучающиеся и преподаватели академии выезжают в Российскую академию художеств (г. Москва) на стажировки. Члены РАХ на базе академии ежегодно организовывают выставки своих работ.
Перспективным направлением развития академии является создание системы непрерывного образования, включающей в себя повышение квалификации и дополнительное профессиональное образование кадров для организаций общего школьного, среднего профессионального и высшего образования, а также сотрудников местных органов исполнительной власти, предприятий, представителей бизнеса. Академия осуществляет реализацию 78 программ: программы дополнительного профессионального образования, курсы повышения квалификации, Летние школы и др.
Еще одним перспективным направлением академии является решение актуальных вопросов инновационной модернизации экономики и прогнозирования для обеспечения устойчивого социально-экономического развития ЮБК, содействия реализации стратегических направлений и приоритетов развития Крыма. Не менее значимым является кадровое, экспертное, научное обеспечение деятельности курортно-рекреационного комплекса на ЮБК с акцентом на медицинское, реабилитационное, гостиничное, экскурсионное обслуживание отдыхающих. Академия разрушила стереотип восприятия Ялты как курортного города, жизнь в котором в межсезонье замирает. Благодаря научной деятельности академии в этот период активизируется академическая среда: проводятся многочисленные международные и региональные конференции, семинары, что дает возможность укреплять международное сотрудничество, обмениваться опытом научной и педагогической деятельности, апробировать инновационные технологии, разрабатывать новые стратегии в условиях нестабильной мировой ситуации.